Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Александр III и его окружение. Контрреформы. Ставка на «полицейские» методы решения социально-политических проблем
В официальной дореволюционной историографии Александр III именовался Миротворцем, поскольку в его правление впервые за долгое время Россия не вела больших войн. Великий князь Александр Александрович был в императорской семье Романовых вторым сыном и предназначался к военной службе. Наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание. 13 апреля 1864 г. Николай Александрович скончался, наследником стал Александр Александрович. Наследник прошёл дополнительный курс наук, необходимых для управления государством. В 1865 и 1866 годах ему был прочитан курс русской истории Сергеем Соловьёвым. Его учителем права в 1866 году стал Константин Победоносцев, который остался его наставником и советчиком и по окончании курса лекций, а в царствование Александра, на посту обер-прокурора Святейшего Синода, приобрёл наибольшее влияние на государственные дела. Подготовка наследника по земским делам была поручена, по рекомендации князя Мещерского, Николаю Александровичу Качалову, который сопровождал наследника в его путешествии по России. В 1866 г. Александр женился на принцесе Дагмаре (Мария Фёдоровна). Вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства его отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К присяге императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными Нашими подданными». Манифестом от 14 марта 1881 года великий князь Владимир Александрович назначался «Правителем Государства» на случай кончины императора — до совершеннолетия наследника престола Николая Александровича (или в случае кончины последнего); опека над наследником и другими детьми поручалась в таком случае императрице Марии Федоровне. Внутренняя политика Александра III (1881-1894 гг.) была последовательной, в ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец — Александр II. Наставления К.П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика. Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Абазу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке. Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов. По существу, это была ликвидация временнообязанного состояния (выполнение указа затянулось до 1917 г.). Выкупные платежи были снижены на 1 рубль (средний выкуп равнялся 7 рублям), в 1883—1886 гг. — поэтапно отменена подушная подать. Проблему крестьянского малоземелья пытались решить организацией переселения крестьян (1889 г.), учреждением Крестьянского банка для кредитования покупки земли, облегчением аренды государственных земель. В 1893 г. царь подписал закон, разрешавший проводить переделы земли между общинниками не чаще, чем каждые 12 лет, а семейные разделы осуществлять только с согласия сельского схода. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. Этот закон наиболее ярко характеризует политику Александра III в крестьянском вопросе, ее покровительственный, патриархальный характер. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария. Крестьянская политика 80—90-х гг., с одной стороны, опекала крестьянство, защищала его от новых экономических реалий, но с другой — поощряла пассивных и безынициативных, слабо помогала активным и энергичным. Политика в рабочем вопросе. Законами 1882—1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями. Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881 г.) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях. Губернатор и градоначальник могли сажать в тюрьму подозрительных лиц на срок до трех месяцев, запрещать любые собрания и др. Во всех крупных городах были созданы «отделения по охране порядка» с функциями политического сыска и обширной агентурой. Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания. Министр просвещения И.Д. Делянов прославился разработкой нового университетского устава, лишавшего университеты автономии (1884 г.), и публикацией циркуляра о «кухаркиных детях», запретившего принимать в гимназию детей мелких лавочников, кучеров, лакеев, поваров. Контрреформы 1889—1892 гг. Закон 1889 г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян. Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор. Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы. В 1880-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 1860—1870-е гг. Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II. Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III. Российское самодержавие не хотело никаких ограничений своей власти, и после осуществления великих реформ по-прежнему оставалось незыблемым. Царствование Александра III вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили оберпрокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Важно выявить суть нового консервативного курса, которая заключалась в следующем: — новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, т.к. реформирование и европеизация России были гибельными для нее; — была сформулирована цель новой внутренней политики, которая заключалась в укреплении самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета; — новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения «крамолы», пересмотра и улучшения законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ». В современной историографии царизм характеризуется как режим, вынужденный начать модернизацию страны, но не сумевший справиться с ее последствиями. Половинчатый реформизм не мог избавить Россию от коренных пороков ее политического и экономического строя, т. к. в конечном счете совершенно невозможно было модернизировать самодержавие, не разрушая его основ. По мере нарастания и углубления противоречий, самодержавие становилось все более неустойчивым и консервативным. Это объясняет, почему в царствование Александра III в 80—90-е гг. XIX в. последовали контрреформы. Однако следует особо подчеркнуть, что они все же не смогли ликвидировать те достижения, которые имели место в жизни российского общества в результате реформ 60—70-х гг.
Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX в. Соотношение политического и экономического курсов в правительстве Александра III. C.Ю. Витте и его программа модернизации России В конце 19-начале 20 века в России продолжали развиваться и набирать силу те же самые процессы, которые давали себя знать и ранее. Это было время быстрого, интенсивного капиталистического развития страны. Российская экономика отнюдь не являлась однородно капиталистической. Народное хозяйство России имело многоукладный характер. В литературе многоукладный характер экономики рассматривается нередко как свидетельство переходного характера экономики. Это верно отчасти. В условиях для такой страны как Россия, занимающей огромную территорию, с большим населением, с разными природно-климатическими условиями, многоэтничной страной, с разными хозяйственными традициями, разным уровне развития – многоукладность является сущностной чертой, она неизбежна. Многоукладность может быть ликвидирована, как это произошло в 1930-е годы, но только насильственными методами, а не естественными. Отмечают следующие уклады в экономике России конца 19-начала 20 вв.: Частнокапиталистический уклад, который стал динамично развиваться с 1860-х годов, а в 1890-е годы особенно. Он занял господствующее положение в промышленности, кредитной сфере, торговле, постепенно проникая в сельское хозяйство. Государственный уклад, иногда определяется как государственно-капиталистический. Однако исследования последнего времени показали, что отношения в государственном секторе не носили капиталистического характера. Государству принадлежали 2/3 всех лесов России, 70% всех железных дорог, что было чрезвычайно важным рычагом для регулирования экономических процессов. Военная промышленность до 1905 года вся была государственной. Адмиралтейский завод, Ижорский, Обуховский – принадлежали морскому министерству, Сестрорецкий оружейный, Тульский, Ижевский – тоже принадлежали военному министерству. Полукрепостнический уклад, представленный помещичьим хозяйством, который отчасти демонстрировал черты, присущие классическому крепостному хозяйству. Был представлен имениями, в которых крестьяне отрабатывали взятую в аренду землю. Общинный уклад. Представлен в аграрном секторе. После прихода к власти Александра III, начиная с середины 1880-х гг., правительство вернулось к протекционистской политике, проводившейся при Николае I. В течение 1880-х гг. было несколько повышений импортных пошлин, а начиная с 1891 г. в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет. Всего лишь за 10 лет (1887—1897 гг.) промышленное производство в стране удвоилось. За 13 лет — с 1887 г. по 1900 г. — производство чугуна в России выросло почти в 5 раз, стали — также почти в 5 раз, нефти — в 4 раза, угля — в 3, 5 раза, сахара — в 2 раза. Беспрецедентными темпами шло строительство железных дорог. В конце 1890-х гг. ежегодно вводилось в строй около 5 тысяч километров железнодорожного полотна. Вместе с тем, экономические историки указывают на ряд недостатков протекционистской политики России в этот период. Так, импортные пошлины стимулировали производство не сложных промышленных изделий, а базовой продукции русской промышленности (чугун, сталь, нефть, уголь и т.д.). Необоснованно высокие пошлины и акцизы были установлены на ряд потребительских товаров, прежде всего на продовольствие (в среднем 70 %). Импортные пошлины взимались только в европейской части страны, азиатская же граница почти на всем ее протяжении была фактически свободна от каких-либо пошлин и сборов, чем пользовались торговцы, ввозившие через нее львиную часть промышленного импорта. Характерной чертой индустриализации 1890-х гг. стала быстрая монополизация ведущих отраслей промышленности. Например, синдикат «Продамет» в начале XX века контролировал более 80 % всего российского производства готовых металлических изделий, синдикат Кровля — более 50 % всего выпуска листового железа, подобная же картина была в других отраслях, где были созданы «Продвагон», «Продуголь» и другие монополистические объединения. В табачной отрасли был создан Табачный трест — его создали англичане, скупившие все русские табачные компании. Это приводило к всё большей концентрации производства в промышленности, превосходившей даже тот уровень концентрации, который складывался в Западной Европе. Так, на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек в России в начале XX века работало около половины всех промышленных рабочих, такой высокий показатель в Европе был лишь в Германии, в других странах этот показатель был намного ниже. Индустриализация в России шла за счёт налогообложения сельского хозяйства. Промышленность. Первый подъём длился с 1890 по 1900 годы и закончился экономическим кризисом 1900-1903 гг. Второй подъём длился с 1909 по 1913 годы и закончился началом Первой мировой войны и переходу экономики на «военные рельсы». Промышленный подъём 1890-х гг. совпадает со вторым этапом индустриализации. Во время подъёма продукция, выпускаемая Россией, возросла вдвое с 1, 5 до 3 млн. рублей. По темпам промышленного роста Россия обошла все страны Запада (5, 7 % ежегодного прироста). В 1890 г. растет железнодорожное строительство, а вместе с ним промышленность (в среднем 7, 6% в год), притом не только из–за спроса сырья на нужды стройки, а за счёт увеличивающегося экспорта. В период 1906—1914 гг. промышленность в среднем растёт на 6% в год. В целом, за период 1887—1913 гг. промышленное производство в России увеличилось в 4, 6 раза, страна выходит на 4–5 места в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке угля и стали. Доля в мировом промышленном производстве возрастает с 3, 4 % в 1881 году до 5, 3 % в 1913 году. По общему объёму промышленного производства выходит на 5-6 место в мире. С началом эксплуатации Бакинского района Россия в 1900 году выходит на первое место по добычи нефти. После окончания кризиса 1899 года и начавшейся депрессией, увеличивается промышленное производство в 1, 5 раза за 1909–1913 гг., причём тяжелая промышленность — 174 %, легкая — 137 %. Железные дороги. Росла железнодорожная сеть с 26 тысяч вёрст до 47 тысяч верст. Железная дорога связывали все Поволжье, Среднюю Азию, Запад, Восток, Север и Юг, Закавказье. Огромный приток промышленных капиталов, как российских, так и иностранных происходит в это время. В 1887 году построена восьмисоткилометровая Закаспийская железная дорога, на участке от Мерва до Чарджуя прошедшая через пустыню Каракум. В 1888 году дорога была доведена до Самарканда, в 1898 году — до Андижана, и в 1899 году передана из военного ведомства в Министерство путей сообщения; общая протяжённость составила 2, 5 тыс. км. В 1891 году начато строительство Транссибирской магистрали (Сибирского пути), прошедшей сквозь тайгу, болота и области вечной мерзлоты. В полном объёме огромное по масштабам строительство было завершено в 1916 году. Строительство Великого Сибирского пути было представлено на Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже, за 10 лет строительства было построено 7, 5 тыс. км путей. В 1901 году по проекту инженера Ольшевского был построен железнодорожный мост через Амударью. В 1895 году начинаются переговоры с Китаем о проведении участка Транссибирской магистрали через территорию Маньчжурии, к 1903 году была построена Китайско-Восточная железная дорога. Строительство КВЖД позволило распространять российское влияние, опираясь на полосу отчуждения железной дороги, что вызывает сильное раздражение как Китая, так и Японии, начинавшей претендовать на доминирование в Юго-Восточной Азии. Перед началом войны Россия выходит на второе место в мире, после США (при этом с разрывом в 6 раз) по общей протяжённости железных дорог, однако огромные расстояния делают эту сеть недостаточной; так, в Германии на 100 км² территории приходится в среднем 11, 1 км железных дорог, в России — 1, 1 км, кроме того, три четверти российских дорог были одноколейными. Экономический кризис 1900-1903 гг., за которым последовала депрессия 1904-1908 гг. завершился в 1909 г., когда экономика страны пошла на подъём. В России начинается эра монополистического капитализма, государство начинает выкупать железные дороги. Государство давало льготы иностранным инвесторам, с целью привлечения капитала. В 1909-1913 гг. русский капитал стал вытеснять иностранный, в первую очередь из тяжёлой промышленности. В 1913 году ежегодный вклад в промышленность составлял 330 млн. рублей, средний прирост промышленной продукции составлял 8, 8 % ежегодно. По состоянию на 1911-1914 гг. в России было: 225 металлургических заводов, 568 угольных предприятий, 840 хлопчатобумажных фабрик, 50 коммерческих банков. Наибольшая концентрация рабочих наблюдалась в текстильной и пищевой промышленностях. Появляются высшие формы монополий: тресты и концерны. Во главе концерна стоит банк или группа банков, и нет никаких договоров, определить состав практически не возможно. В советское время считали, что Россия до революции 1917 года дошла лишь до картелей и синдикатов, а высшие формы монополий ещё не успела приобрести, хотя они существовали в дореволюционной России. Картель - организационная форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами. Синдикат - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же, как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики. Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании. Наиболее широко были распространены в XIX веке. Первый трест появился в США трест (1879 год) — «Standard Oil» Рокфеллера. Концерн - финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломератами). Иностранный капитал важный, но не определяющий фактор нашей экономики. Иностранный капитал станет эффективным, если сориентируется с нашими условиями. Россия получала капитал в двух видах: займы и производительный капитал. В 1904 году Россия получает заём у Германии под 4, 5 % годовых. В 1906 году получает заём у Франции на 865 млн. рублей под 5 % годовых. Иностранные займы могли брать все государственные банки, муниципалитеты и общества железных дорог. Долги государства в 1914 году составляли 8 млрд. рублей золотом. Все крупнейшие банки Российской империи находились в Санкт-Петербурге, самый крупный Русско-Азиатский банк во главе с А.И.Путиловым, затем шёл Международный банк, Азовско-Донской банк, Русский банк для внешней торговли, Русский торгово-промышленный банк. Имели большую сеть филиалов не только в России, но и в Европе. Банки сами внедрялись в торговые операции. Появляются олигархи банковской деятельности и крупнейших отраслей промышленности. Объём российской продукции составлял 5 % мировой. Деятельность С.Ю. Витте. В 1890-е годы был взят курс на форсированную индустриализацию, главным идеологом которой был С.Ю.Витте – один из крупнейших государственных деятелей начала XX века. В августе 1892 года Витте занял пост министра финансов (до 1903 года). В 1883 году издал книгу «Принципы тарифов по грузовым перевозкам». Именно в промышленности Витте видел главный источник развития экономики страны, отсюда и строительство новых фабрик, заводов, телеграфных линий, железнодорожных магистралей, флота, обеспечение армии всем необходимым (от одежды до боеприпасов). С.Ю.Витте большое внимание уделял политики протекционизма (таможенной защиты отечественной промышленности от иностранных конкурентов), содействовал широкому привлечению в экономику иностранных инвестиций, осуществил денежную реформу 1897 года, которая означала начала перехода России к золотому монометаллизму, которое к концу XIX века было уже введено в крупнейших странах Европы. При Витте была введена государственная винная монополия, отныне только государство занималось продажей спирта, вина и водочных изделий, что значительно позволило увеличить доходы казны. Благодаря министру финансов был построен Великий Сибирский путь – Транссибирская магистраль, а уже в 1896 году Витте договорился с Китаем о строительстве КВЖД. Проявил инициативу по строительству железной дороги Пермь-Котлас (уменьшил тарифы на этой железной дороге с целью перевозки хлеба из Перми). В это же время происходит усиление государственного влияния на экономику страны. Вся торговля была разделена на 6 разрядов (6-ая – розничная). В 1898 году было введено Главное присутствие по горнодобывающей промышленности. Государственный банк финансировал крупные предприятия за свой счёт во время экономических кризисов. За 8 месяцев при Витте было взято иностранных займов на сумму в 3 млрд. рублей золотом. Блестящим достижением С.Ю.Витте стало завершение начатой практически за сорок лет до него денежной реформы, основной целью которой была ликвидация инфляционного бумажноденежного обращения и введение золотой валюты. Многие государства Европы уже перешли на золотой монометаллизм, например, Франция, Англия и Германия. В основе денежной реформы лежал золотой запас Российской империи. Англия стала первым государством в мире, которое в 1816 году ввело золотую монету. 4 февраля 1895 года Витте делает доклад перед императором с целью введения в России золотой монеты. Он также фиксирует курс рубля, вводит названия, использованные ещё при Елизавете Петровне. В 1897 году Государственный банк имел 1 млрд. 95 млн. рублей, сумма кредитных билетов насчитывала 1 млрд. 121 млн. В 1898 году был издан указ о девальвации золотой монеты. Золотой запас России был самым большим в мире, при Витте почти вдвое увеличились косвенные налоги. Хотя у денежной реформы и до и после существовали свои противники и свои сторонники. Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX-XX веков к глубокому кризису. В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма, какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками, провозглашалась «неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения». Объединенными усилиями противники Витте при очевидном сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его почти исключительном владении. Отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен. Новая ситуация создалась после 15 июля 1904 года, когда был убит министр внутренних дел Плеве, она породила энтузиазм и небывалое возбуждение. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-губернатор Вильны князь П.Д. Святополк-Мирский, о котором с почтением отзывались все, знавшие его. Культурный образованный человек он обладал взглядами, куда более современными, чем взгляды его предшественника. На протяжении осени 1904 года, получившей в политической истории России парадоксальное название «политическая весна», «весна Святополк-Мирского», Витте принял во всех действиях живое и хлопотливое участие, демонстративно поддерживая Святополк-Мирского. 12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ, предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения касались: религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о печати; пересмотра трудового законодательства. Витте попытался обернуть его себе на пользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем мероприятий была поручена комитету министров. Витте опубликовал свою антиобщинную платформу (декабрь 1904 г. «Записка по крестьянскому делу»). Рост эффективности сельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью виттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Он требовал сделать из крестьянина «персону» путем уравнения крестьян в правах с другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе и имущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общине Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности. Между тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война, поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году, заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с революционерами. События «Кровавого воскресенья» произвели коренной переворот в мышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабо действовала направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, кто позволил ему совершить это безумный акт, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простых рабочих. 18 февраля 1905 года - весьма знаменательный день, были одновременно опубликованы три в высшей степени важных документа: Манифест Николая II, обращенный с призывом ко всем «истин, но русским людям» объединиться вокруг трона и дать отпор тем, кто хочет подорвать древние основы самодержавия. Рескрипт новому министру внутренних дел А.Г. Булыгину раз работать «совещательный» статус Думы (Святополк-Мирский сразу после «Кровавого воскресенья» ушел в отставку); Указ сенату, предписывающий принимать к рассмотрению прошения, врученные или направленные ему из различных слоев населения. Манифест вдохнул жизнь в крайне правое движение, которое долгое время влачило жалкое существование и которое спустя 8 месяцев оформилось в виде «Союза русского народа». 21 марта Совет министров, собравшись под предводительством Сольского, не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905. Царя как бы обвинили в либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без последствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственное совещание и совещание министров (по «объединенному» правительству). Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это время приближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски пути прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на передний план (май 1905), нужно было вести переговоры о мире. Соглашение с Японией, которого Витте добился для России не носило унизительного характера и не предусматривало никаких крупных уступок, 15 сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург, и получил за Портсмутский договор графский титул. Именно осенью 1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании Витте с «общественными деятелями» кандидатура Столыпина на пост министра внутренних дел. С этого периода они находились на политической арене одновременно. Итак, шла осень 1905 года, разразилась забастовка, которая с исторической точки зрения носила уникальный характер, ибо она парализовала всю жизнь в стане. По мере нарастания осенних революционных событий Витте запугивал царя и его окружение и предлагал для спасения создать кабинет министров, передать крестьянский вопрос будущей Думе. В октябре 1905 г. Витте «поставил» на конституцию. После нескольких дней тяжких колебаний предложение Витте о конституции было принято. Царь решил опубликовать манифест, в котором без упоминания самого слова «конституция» будет провозглашено создание нового порядка, означавшего по сути дела конституционную систему. Был издан составленный под руководством Витте документ, получивший известность как манифест 17 октября. Российским подданным этим манифестом предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума (созыв которой был провозглашен еще 6 августа) наделялась законодательными правами. Добился Витте и опубликования наряду с манифестом своего доклада с программой реформ. 19 октября появился указ о создании первого в истории России объединенного Совета Министров, во главе которого и был поставлен Витте. Совет отнюдь не стал, как и обещал царю Витте, кабинетом в европейском смысле. Он был ответственен не перед Думой, а перед царем, и министров назначал царь, и во всех делах, которые Совет рассматривал, за царем оставалось последнее слово. А тем временем в соответствии с положением от 11 декабря, разработанного при содействии Витте, продолжалась кампания по выборам в первую Думу. Все конфликты обострились в первой половине февраля 1906 г. Став председателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к переустройству крестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель. Как меру, обещавшую смягчить крестьянский натиск на землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимость признать надельные земли собственностью владельцев и установить порядок выхода крестьян из общины этот вопрос был включен в программу занятий Думы, разработанную виттеевским кабинетом. После аграрных бунтов 1905-1906 гг. для всех стала очевидной необходимость ликвидации принудительных Общин. Предполагалось, что после этого возникнут общины со свободной системой землепользования, некоторые из них станут, по желанию самих крестьян, частными, некоторые кооперативными хозяйствами. Законопроект I Думы о земельной реформе, который предусматривал разрешить эту проблему путем выкупа земли у частных собственников и передачи ее крестьянам, позволил бы крестьянам самим определить будущее общинного землевладения. Это был разумный и демократичный путь решения древнейшей и наиболее существенной социально-политической проблемы России. В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался бы процесс социального расслоения, и нет сомнений, что из недр крестьянских масс возникло бы «буржуазное» меньшинство, что позволило бы осуществить внедрение фермерской системы по французскому или немецкому образцу. Помещики в провинции приняли в штыки идею отчуждения их земель в любом варианте. В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои главные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получение большого займа в Европе. Перед самым открытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выбросили из правительства. Реформы, которые он разрабатывал, были преданы забвению, а его место занял типичный представитель С.-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина, опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с избранным составом Думы. В это время вторично встал вопрос о Столыпине, как министре внутренних дел.
|