Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи реформы: отмена общины, частная земельная собственность, осреднение крестьян. Непередельная община – крестьянская община, в которой последние 2,4 года не было передела.






Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Земледельческое население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 миллионов человек, возросло к 1900 году до 86 миллионов, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 60-х годах в среднем 4, 8 десятин на душу мужского населения, сократились к концу века до среднего размера 2, 8 десятин. При этом производительность труда крестьян в Российской империи была крайне низкой Причиной низкой производительности крестьянского труда была система сельского хозяйства. Прежде всего, это были устаревшие трёхполье и чересполосица, при которых треть пахотной земли «гуляла» под паром, а крестьянин обрабатывал узкие полоски земли, находившиеся на расстоянии друг от друга. Кроме того, земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община («мир»), которая распределяла её по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом (из 138 млн. десятин надельных земель около 115 млн. являлись общинными). Только в западных областях крестьянские земли находились во владении своих хозяев. При этом урожайность в этих губерниях была выше, не было случаев голода при неурожаях. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях. Началом реформы явился указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

  • Повышение качества прав собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;
  • Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
  • Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения государством большого объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
  • Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков;
  • Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);
  • Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);
  • Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

К итогам реформы следует отнести следующие факты. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы членами более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13, 5 млн. Из них выделились из общины и получили землю (суммарно 25, 2 млн. десятин — 21, 2% от общего количества надельных земель) в единоличную собственность около 1, 5 миллионов (10, 6 % от общего числа). Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн. крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18% вернулись обратно и соответственно 82% остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89, 3% земель и владели 94% сельскохозяйственных животных. Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина, Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, а затем Гражданской войны. Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долгосрочной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Более того, перемены затронули и деревню, при постройке жилого помещения крестьянин получал беспроцентные ставки по кредитам, 68, 4 % крестьян имели более 9 десятин земли.

Кулачество получило большинство земель только в Самарской и Ставропольской губерниях. За 4 года деятельности Крестьянского банка (1906-1910 гг.) было открыто 107 тыс. хозяйств. Главный итог реформы – усиление экономических основ мелкотоварного крестьянского хозяйства. Произошла инфраструктурная реконструкция русской деревни, активно развивался сельскохозяйственный кредит. В 1910-е гг. крестьяне получили кредиты на 3 млрд. рублей. Крестьянские посевы стали занимать 85-90 % всех посевов, произошёл рост товарности сельского хозяйства на 4 % ежегодно. К сожалению реформа не смогла устранить мелкоземелье крестьян, малый вклад государства в с\х, высокое вложение крестьянства, несогласие в обществе с реформой.

Дуалистическая монархия (лат. dualis — двойственный; англ. dual monarchy) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.

Политические партии начала 20 века:

Монархические партии. Наиболее крупные и из­вестные — «Союз русского народа» (1905 г., ли­деры: А.И. Дубровин, Н.Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер — В.М. Пуришкевич). Социальный состав был очень пестрым, в ос­новном преобладали представители мелкой буржуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т.д., но среди монархистов встреча­лись и дворяне, крестьяне, рабочие. Максимальная численность — 100 тыс. человек в 1907 г., однако фиксированного членства не было. Программные цели: сохранение самодержавия, борьба с революцией. В качестве методов их достиже­ния допускали насилие и террор, погромы. Обвиняли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских», «Бей жидов — спасай Россию». В этих лозунгах — сущность этих партий, опиравшихся на низменные инстинкты толпы. Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. К 1917 г. они фактически распались на более мелкие политические образования, после Февраля 1917 г. прекратили существование.

Либеральные партии. Их можно разделить на два крыла — умеренно-консервативное и либераль­но-демократическое. Умеренно-консервативное крыло возглавляла партия октябристов («Союз 17 октября»). Она образовалась в ноябре 1905 г., названа в честь Манифеста 17 октября. Лидер — А.И. Гучков. Социальный состав: крупные пред­приниматели, интеллигенция. Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г. Про­граммные цели: дальнейшее развитие политиче­ских свобод, дарованных Манифестом 17 октяб­ря, идеал — ограниченная конституционная монархия. Методы борьбы — только парламент­ские. Выступали за свободу предпринимательст­ва, отказ от мелочной опеки со стороны государ­ства, против введения 8-часового рабочего дня. Поддержали столыпинскую аграрную реформу. Особым влиянием партия пользовалась в III Ду­ме. После 1917 г. прекратила существование.Другие партии: Торгово-промышленная (братья Рябушинские), Прогрессивная экономи­ческая партия. Самой крупной партией либерально-демократического крыла были кадеты (Конституционно-демократическая пар­тия, или Партия народной свободы). Лидер — П.Н. Милюков. Партия образовалась в октябре 1905 г. на основе объединения «Союза освобож­дения» и левого крыла «Союза земцев-конститу­ционалистов». Социальный состав: интеллиген­ция. Максимальная численность — 100 тыс. в 1907 г. Программные цели: установление конс­титуционного строя, введение демократических свобод — слова, совести, собраний, равенство пе­ред законом и т. д., наделение крестьян землей за счет отчуждения за плату частновладельче­ских земель, отмена выкупных платежей, введе­ние 8-часового рабочего дня, свобода стачек, сою­зов, собраний, культурная автономия всех наро­дов России. Методы борьбы — парламентские, допускали гражданское неповиновение. Особым влиянием кадеты пользовались в I и II Государст­венной думе, затем их влияние несколько упало, численность партии снизилась. Вновь активизи­ровались в IV Думе: инициаторы создания «Про­грессивного блока». В марте — апреле 1917 г. — партия власти. Кадетская партия прекратила су­ществование в начале 1920-х гг.Другие партии: Прогрессивная партия, Пар­тия демократических реформ.

Социалистические партии. Их объединяло негативное отношение к капиталистическому строю. Идеал — общество без эксплуатации человека че­ловеком, т.е. социализм. Выступали за ради­кальные преобразования социального и поли­тического строя — свержение самодержавия и установление демократической республики. Расходились в путях и методах достижения целей. Наиболее крупные и влиятельные — Партия со­циалистов-революционеров (эсеры) и РСДРП (социал-демократы). Социалистические партии также можно разделить на два крыла — умеренное и радикальное. Умеренное крыло представляли меньшевики и энесы. Создание РСДРП было провозглашено на I съезде партии в 1898 г. В 1903 г. на II съезде произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Лидеры меньшевиков: Г.В. Плеханов, Ф.И. Дан, Л. Мартов. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. По численности почти всегда превосходили большевиков (так, в 1907 г. насчитывалось порядка 100 тыс. меньшевиков и 50—60 тыс. большевиков). Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспектив построения социализма в России — считали, что в России нет для этого экономических предпосылок и необходим длительный путь капиталистического развития, поэтому во время революции 1905—1907 гг. выступали за союз с буржуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов. Методы борьбы: сочетание легальных и нелегальных с преобладанием первых. Партия прекратила существовать к середине 1920-х гг. Партия эсеров образовалась в 1901 г. на основе народнических кружков. Народные социалисты (энесы) выделились из нее в 1905 г. Лидер — А.В. Пешехонов. В отличие от эсеров не призна­вали террор, упор делали на легальные методы борьбы. Наибольшим влиянием пользовались в I и II Государственной думе, где их программу взя­ли на вооружение крестьянские депутаты — трудовики. Радикальное крыло социалистов было представлено эсерами и большевиками. Лидерами партии эсеров были В.М. Чернов и М.А. Спиридонова. Социальный состав: интеллигенция, крестьяне, рабочие. Максимальная численность — 60 тыс. в 1905 г. и до 500 тыс. в 1917 г. Программные цели: считали себя выразителями интересов крестьян, поэтому основной упор делали на аграрную программу (так называемая социализация земли). Методы борьбы — насильственные, прежде всего индиви­дуальный террор, как у народников.

Большевики название получили из-за того, что сторонники В.И. Ленина получили боль­шинство голосов на выборах в руководящие орга­ны партии на II съезде. Лидер — В.И. Ленин. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. Программные цели: программа-минимум — буржуазно-демократическая революция и свержение царизма, установление демократической республики, программа-максимум — социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Считали, что, хотя в России и нет экономических предпосылок для перехода к социализму, их можно искусственно создать. Для этого социал-демократы должны выступить как самостоятельная сила, захватить власть и, установив диктатуру пролетариата, провести «сверху» необходимые преобразования. Этим объясняется их бойкот выборов в I Думу, отказ от поддержки буржуазных партий. Выступали за 8-часовой рабочий день, рабочий контроль и т. д. Методы борьбы — насильственные, вооруженное восстание. С октября 1917 г. — пар­тия власти.

 

Вывод: в России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Осо­бенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра, тенденцию к все большей поляризации и радика­лизации общественно-политических сил.

Влияние западного либерализма на формирование и развитие либерализма в России. Земский либерализм. Возникновение первых политических организаций русских либералов. Формирование либеральных партий кадетов и октябристов и их программа демократизации и европеизации страны. Эволюция либерализма после первой русской революции. Сборник «Вехи» и проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа

Развитие либерализма в России. Невозможно точно определить время возникновения либерализма в России. Русский либерализм – одна из значимых тенденций общественной мысли России. Истоки отечественного либерализма восходят к событиям XVI–XVIII вв. Либеральная идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в стране в конце XVIII – начале XIX вв. Его появление было обусловлено включением России в общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения, внедрением идеи общественного договора. В XIX в. либеральное мироощущение проникает в Россию в формах религиозно-нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения. Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Во второй половине XIX – начале XX вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а также философский дискурс либерального сознания. После реформ 1860-1870 годов одной из форм либерального движения стало земское движение. Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям, ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы классической либеральной парадигмы — признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи. Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. В настоящее время либерализм переживает четвертый исторический этап своего развития. Каждый из них имел свои особенности:

Первый этап - «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» — охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию, вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.

Второй этап - либерализм постреформенного периода, то есть «охранительный», или консервативный либерализм, — своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы - К.Д. Кавелин, систематическая разработка - Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве) он повлиял на мировоззрение С.Л. Франка, С.Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма, он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.

Третий этап — «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 года), т.е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчок новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н.И. Кареев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковскнй, С.И. Гессен, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков, Л.А. Петражицкий, С.А. Муромцев и другие), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол.

Земское либеральное движение – одно из направлений общественного движения второй половины XIX – начала XX вв. В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850-х-1860-х гг. о сочетании политической централизации с административной децентрализацией, признании необходимости гласности, ослаблении цензуры и др. Корни формирования земской оппозиции связаны, во-первых, с либеральными убеждениями части дворянства, а, во-вторых с притеснениями со стороны правительства. Например, в 1866 г. было установлено предельное обложение земскими сборами торгово-промышленных заведений, в 1867 г. последовал запрет губернским земствам поддерживать контакты друг с другом, вводилась цензура земских отчетов и журналов. Эти меры вряд ли адекватны ситуации, так как земства пока стояли вне политики. Наконец, чрезвычайные меры против революционных народников в конце 1870-х–начале 1880-х гг., особое судопроизводство по политическим делам не соответствовали размаху действий народников, что побудило земство развернуть легальную борьбу с произволом властей. В западной литературе распространено мнение о недовольстве дворянства государственной экономической политикой, отдававшей предпочтение индустриализации, как побудительном мотиве оформления земской оппозиции. Н.М. Пирумова выделила признаки для включения земских гласных в состав земской оппозиции: участие в полулегальных и нелегальных либеральных организациях, земских съездах или съездах различных обществ, работа в Вольном экономическом обществе или Комитете грамотности, выступления в прессе или на губернских и уездных земских собраниях. На основании этих критериев подсчитано, что к земскому либеральному движению можно отнести всего около 300 гласных, а участие в нем земских служащих, так называемого «третьего элемента» - скорее исключение, чем правило. Программные требования земского либерализма как самостоятельного направления общественного движения были сформулированы в конце 1870-х гг., когда в земских адресах монарху прозвучала просьба о конституции. Одно из самых радикальных выступлений земских деятелей конца 1870-х гг. – записка И.И. Петрункевича «Очередные задачи земства» (1879 г.), где выражались требования свободы слова и печати, а также созыва Учредительного собрания. Распространенной идеей становился созыв представительного органа при монархе, что мыслилось как «увенчание здания» земских учреждений. Экономические требования земского либерализма заключались в снижении выкупных платежей, отмене паспортной системы и круговой поруки для крестьян, отмене подушной подати, введении прогрессивного подоходного налога, организации переселений и мелкого поземельного кредита для крестьян как способов решения проблемы малоземелья. Земские либеральные круги представляли бесспорную оппозицию индустриальной политике С.Ю.Витте. В 1890-х гг. земцы проявили повышенный интерес к проблеме введения всеобщего начального обучения. На земском съезде 1902 г. этот вопрос был тесно увязан с интересами развития сельского хозяйства и ростом благосостояния сельского населения. На рубеже 1890-х-1900-х гг. также активно обсуждалось возможное введение мелкой земской единицы. Эта новая административная единица, или волостное земство, по заключению агрономического съезда февраля 1901 г., должна носить обязательный характер, быть всесословной, иметь определенную территорию, право самообложения, иметь выборные исполнительные органы, не должна обладать полицейскими и судебными функциями. Главными легальными формами земского либерального движения стали адреса и ходатайства, обращенные к верховной власти. Они имели агитационное и организационное значения, поскольку таким путем пропагандировались идеи и вырабатывались единые требования земского либерализма. Для обсуждения волнующих их вопросов земцы активно использовали съезды, заседания, комитеты различных общественных организаций, профессиональных объединений интеллигенции и научных обществ: обществ естествоиспытателей и врачей, юристов, Вольного экономического общества и др.

Нелегальные формы земской деятельности - общеземские съезды, политические встречи представителей земств с неземской интеллигенцией. Первые такие собрания были организованы в 1878 г., а первый земский съезд относится к 1879 г. В 1899-1905 гг. действовал полулегальный кружок «Беседа», объединявший 27 человек из 10 губерний. С 1902 г. земские либеральные деятели участвовали в издании журнала «Освобождение». В начале XX века в земском либеральном движении отчетливо выделяются два течения: более умеренное под руководством Д.Н.Шипова и течение земцев–конституционалистов, в 1903 г. оформившееся в нелегальный «Союз». Эти две группы стали базой для создания в 1905 г. партий октябристов и кадетов. После разрешения легальной деятельности политических партий в России в октябре 1905 г. земское либеральное движение как единое целое перестает существовать, поскольку центр тяжести в оппозиционной политической борьбе перемещается в создаваемые партии.

Союз 17 октября («Октябристы») — право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905—1917 годах. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов. Название партии восходит к Манифесту, изданному Николаем II 17 октября 1905 года. Партия была основана в октябре 1905 года; с 1906 её возглавлял Александр Гучков. Самая многочисленная фракция в 3-й Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми и кадетами. Среди членов партии известны барон Павел Леопольдович

Корф, Михаил Владимирович Родзянко, Борис Алексеевич Суворин — редактор газеты «Вечернее время», Карл Густавович Фаберже — ювелир и т.д. Основные положения и требования: ограничение власти монарха; сохранение монархической формы правления;

свобода слова, собраний, союзов, передвижения и совести; неприкосновенность личности и жилища; сохранение «единой и неделимой» России; содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев; нормирование рабочего дня; отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии; уравнивание крестьян в правах с другими сословиями.

Конституционно-демократическая партия («кадеты») — крупная леволиберальная политическая партия в России в начале XX века. Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-ом съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9-10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу. 23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения, который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд. Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой, Первый (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи П.Н. Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство» и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание бюрократической централизации и манчестерства, от более левых — приверженность конституционной монархии и отрицание требования обобществления средств производства. На заседании 14 октября 1905 г. съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, выразил поддержку его требований. На II съезде (5-11 января 1906 г.) к названию партии было решено прибавить, в виде подзаголовка, слова «Партия Народной Свободы», поскольку словосочетание «Конституционно-демократическая» было непонятно малограмотному большинству населения. Съезд утвердил новую программу партии, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. В ходе подготовки к выборам в Государственную думу численность партии кадетов неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тысяч человек. Этому способствовали как высокий уровень политической активности накануне выборов, так и возможность вступать в Конституционно-демократическую партию на основании одного лишь устного заявления. Во II Думе они получили 98 депутатских мандатов (председателем опять был выбран член ЦК, Ф.А. Головин). В III Думу кадеты провели только 54 депутата, а в следующую (и последнюю) — 59. После роспуска II Государственной Думы партия кадетов, в отличие от социалистических партий, продолжала действовать открыто и легально, проводила общероссийские съезды, свободно издавала и распространяла партийную литературу. На местах функционировали многочисленные кадетские клубы и комитеты, устраивались митинги, собирались средства на содержание партии. В то же время Министерство внутренних дел неизменно отказывало Конституционно-демократической партии в официальной регистрации. Играли решающую роль в последней Думе, в организациях Земского и городского союзов, в Военно-промышленных комитетах. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне. Инициаторы создания оппозиционного Прогрессивного блока (1915 г.). Выступали под патриотическими, но радикально антиправительственными лозунгами. Известна знаменитая думская речь Милюкова с обвинениями в адрес правительства и двора («Что это — глупость или измена?»). Наиболее влиятельным периодическим изданием, стоявшим на позициях конституционно-демократической партии, была газета «Речь». После Февральской революции 1917 года, которую кадеты приветствовали и которая дала им ведущую роль во Временном правительстве, численность Конституционно-демократической партии стала резко расти как за счет массового вступления в нее надеющихся на демократические изменения рабочих и крестьян, так и за счет бывших прогрессистов, октябристов и даже правых монархистов, которые видели в ней единственную надежду на мирное завершение революции и восстановление правопорядка. Однако по мере усиления разрухи, вызванной войной, и радикализации масс поддержка кадетов, пытавшихся спасти монархию и выступавших за войну до победного конца, среди городских низов и особенно сельского и провинциального населения неуклонно сокращалась, что находило отражение в неблагоприятных для кадетов результатах местных выборов. Провал выступления генерала Л.Г. Корнилова, за которым видели «руку кадетов», также нанёс урон репутации партии. Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание в 1917 году кадеты по-прежнему получили голоса городского среднего класса.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции — сборник статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России. Издан в марте 1909 г. в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16000 экземпляров. В 1990 г. был переиздан тиражом 50000 экземпляров. В 1908 году известный литературовед, публицист и философ М. О. Гершензон предложил нескольким мыслителям, философам высказаться по насущным проблемам современности. Об этом вспоминает С.Л. Франк, один из участников сборника «Вехи»: «Весна 1909 г. была ознаменована… большим литературно-общественным событием — опубликованием сборника «Вехи», в котором семь писателей объединились в критике господствующего, материалистического или позитивистически обоснованного политического радикализма. Идея и инициатива «Вех» принадлежала московскому критику и историку литературы М. О. Гершензону. Гершензон, человек чрезвычайно талантливый и оригинальный, по своим идейным воззрениям был довольно далёк П.Б. (П. Б. — Струве) и мне, как и большинству остальных участников «Вех». Он исповедовал что-то вроде толстовского народничества, мечтал о возвращении от отрешённой умственной культуры и отвлечённых политических интересов к некой опрощённой органически целостной духовной жизни; в его довольно смутных воззрениях было нечто аналогичное немецкому романтическому прославлению «души», как протесту против засилья иссушающего интеллекта. Но он нашёл сообщников в своем замысле критики интеллигентского миросозерцания только в составе бывших соучастников сборника «Проблемы идеализма»: это были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве и я, к которым был присоединён еще близкий П. Б. и мне публицист А. С. Изгоев. Общая тенденция главного ядра сотрудников «Вех» была, в сущности, прямо противоположна тенденции Гершензона. Если Гершензону миросозерцание и интересы русской радикальной интеллигенции представлялись слишком сложными, утончёнными, отравлёнными ненужной роскошью культуры, и он призывал к «опрощению», то наша задача состояла, напротив, в обличении духовной узости и идейного убожества традиционных интеллигентских идей. Так и возник знаменитый сборник статей о русской интеллигенции. В этот сборник вошли статьи Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, тогда ещё не священника, самого Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Четверо из этих авторов участвовали в тематически близких сборниках: «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918)».

 

Российский радикализм: его эволюция и основные течения. Неонародничество. Партия эсеров и их политическая программа. Анархизм. Марксизм и возникновение социал-демократов. РСДРП и её программа преобразования в России

Партия социалистов-революционеров (ПСР, па́ ртия с.-р., эсе́ ры) — революционная политическая партия Российской империи, позже Российской республики, РСФСР и Государства Российского. Входила во Второй интернационал.

Органы управления: Высший орган — Съезд Партии Социалистов-Революционеров,

Исполнительный орган — Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров и Совет Партии Социалистов-Революционеров (для решения неотложных тактических или организационных вопросов, вместо ЦК). Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Николая Чернышевского, Петра Лаврова, Николая Михайловского. Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года в № 46 «Революционной России». Проект с незначительными изменениями был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии Виктор Чернов. Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления). Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в развитие мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли. Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе. Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива). Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902—1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия», «Заветы». Партия социалистов-революционеров создана на базе ранее существовавших народнических организаций и занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Её судьба была драматичней, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) — социал-демократическая партия, основана в Российской империи в марте 1898 года. Органы управления: Высший орган — Съезд Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, Конференция Российской Социал-Демократической Рабочей Партии; Исполнительный орган — Центральный Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1898—1903 гг., с 1905 г.); Руководящий орган — Центральный Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1903—1905 гг.), Русское Бюро Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (1905—1917 гг.), Высший орган местной организации — местная конференция Российской Социал-Демократической Рабочей Партии; Исполнительный орган местной организации — местный комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии. Первые социал-демократические кружки появились в Российской империи в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». В конце 1894-начале 1895 гг. по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В том же 1887 году еврейские социал-демократические группы Северо-Западного и Привисленского краёв объединились во «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд». 1 марта 1898 года в Минске собрался первый учредительный съезд, который должен был объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию. В нём участвовали 9 делегатов: от «Союза за освобождение рабочего класса» 4 человека — Степан Радченко, Александр Ванновский, Павел Тучапский и Казимир Петрусевич, от Бунда Шмуэл Кац, А. Кремер и А. Мутник, и 2 человека от «Киевской Газеты» — Б. Эйдельман и Н. Вигдорчик. Съездом был принят «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии», написанный Петром Струве. Однако вскоре практически все делегаты съезда во главе с избранным Центральным Комитетом (А. Кремер, С. Радченко и Б. Эйдельман) были арестованы полицией, и он не смог реально объединить разрозненные группы в партию.

В 1900 году была создана газета «Искра». В редакцию вошли: П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов. В июле 1903 года выбранные на съезд представители съехались в Брюсселе, но полиция не допустила открытия съезда, и делегаты вынуждены были перебраться в Лондон. Всего присутствовало 57 делегатов, из них 43 члена съезда и 14 с совещательным голосом. На съезде произошло разделение на группы большевиков и меньшевиков. На съезде была принята программа партии. 1 ноября 1903 года Ленин вышел из редакции «Искры», газета перешла в руки меньшевиков.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал