Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активное привлечение иностранного капитала.
Индустриализация возможна только на определённом этапе развития капитализма. Индустриализация – развитие капиталистической отрасли промышленности. Россия принадлежала к среднему уровню развития капиталистических стран. Три «избранные» страны - универсальное развитие промышленности (Германия, Англия, США). В начале 1860-х гг. русская промышленность пережила серьёзный кризис и в целом в 1860-1880-е гг. ее развитие резко замедлилось. В целом экономические историки характеризуют период с 1860 г. по 1885—1888 гг., пришедшийся в основном на царствование Александра II, как период экономической депрессии и промышленного спада. Хотя в целом за этот период объемы производства в текстильной промышленности, машиностроении и других отраслях выросли, но в намного меньшем размере, чем за предыдущие 30 лет, а в расчете на душу населения почти не изменились, ввиду быстрого демографического роста в стране. Так, производство чугуна (в европейской части страны) выросло с 20, 5 млн. пудов в 1860 г. до 23, 9 млн. пудов в 1882 г. (всего лишь на 16%), т.е. в расчете на душу населения даже сократилось. Судебная реформа. 1864 г. – были утверждены судебные уставы. Предусматривалась бессословность суда и его независимость отадминистративной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом (т.е. суд был всесословным), состязательность и гласность судебного процесса с участие присяжных заседателей и адвокатов. Суд был подразделен на коронный и мировой. Коронный подразделялся на окружной (обычно в пределах одной губернии) и судебную палату (объединяла несколько судебных округов, 2 департамента – уголовный и гражданский). Решения по делам выносились присяжными заседателями, был также введен институт адвокатуры. Для малозначительных дел существовал мировой суд (1 судья, упрощенное делопроизводство), учреждавшийся в уездах (дела: штраф до 300 р, тюремное заключение- до 1 года, арест до 3 месяцев; гражданские дела – до 500 рублей). Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями. Существовал также съезд мировых судей – там можно было обжаловать решение мирового судьи. Высшие кассационные функции перешли в сенат. Появились специальные судебные следователи для осуществления предварительного следствия (раньше этим занималась полиция). В соответствии с судебной реформой создавался институт нотариусов. В целом – самая последовательная и демократичная реформа Александра II. Была введена также не везде, и проводилась постепенно (окончательно завершилось создание новых судов в 1896 году). Земская реформа (1 января 1864 года) готовилась МВД России, Н.А.Милютин и Ланской с 1857 по март 1859 года создавали Редакционную комиссию о губернских и земских учреждениях. Принципы реформы: выборность и всесословность. Земская реформа самая либеральная из всех реформ. Александр II считал, что земская реформа явилась первым шагом на пути к бессословному обществу. 1 января 1864 года – «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Земство – общественные организации, огосударствление земств началось в 90-е годы XIX века. Распорядительные органы – земские уездные и губернские собрания – всесословные выборные органы. Собрания создавались путём избрания делегатов, многоуровневыми выборами. Исполнительные органы – губернские и уездные земские управления. Земства должны были заниматься местными хозяйственными делами. Земство – самофинансирующиеся органы, получающие доход путём сбора налогов со всего, что находилось в губернии. Избирательная система в земства: всё население делилось на три курии – дворянская, городская, крестьянская. В основе лежал имущественный ценз. Нужно было иметь землёй не менее 200 десятин, чтобы принадлежать к первой курии. Имущества необходимо было иметь на сумму не менее 15 тыс. рублей или приносящее доход не менее 6 тыс. рублей. В городскую курию входили купцы первой и второй гильдии, владельцы предприятий с годовым оборотом не менее 6 млн. рублей, владельцы домов стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей. В крестьянскую курию входили по многоступенчатому принципу. Низшая крестьянская единица – сельское общество выдвигало своих делегатов в волостной съезд и т.д. до губернских собраний. Первые выборы были проведены в 1865 году и проходили до 1867 года. В губернских земских собраниях дворян было 74 %, а крестьян и купцов по 11 %. Земства были в 34 европейских губерниях, на окраинах, на юге и на севере земств не было. Раз в год в губернском городе происходил съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства — это губернское земское собрание. Оно осуществляло общее руководство хозяйственными делами губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирало губернскую земскую управу из председателя и нескольких членов. В губернское земское собрание, помимо гласных, входили местные представители ведомств. В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором. Земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды (строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов и т.п.). Культурно-хозяйственная деятельность земств – это медицина, просвещение, агрономия, помощь крестьянскому хозяйству, земская статистика и т.д. Земства все мероприятия проводили бесплатно и охватывали всю территорию. До 1901 года земства открыли 40 тыс. школ. Для взрослых создавали библиотеки, вечерние и воскресные школы. Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т.н. однокомплектные), и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное (для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»). Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья. В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910-м годам. Земства впервые ввели участковых врачей, научили крестьян гигиене и санитарии, открывали больницы. Лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Земства создали штат губернских и уездных агрономов. Земства развивали капиталистический сельский кредит. Подавляющее большинство земских управ организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой. За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях, была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Земство приобрело большое влияние в обществе, в том числе влияние политическое. Работая на местах, в провинции, земцы лучше многих видели недостатки и понимали пути их исправления. Земское движение «наверху» стало легальной оппозицией и реальной властной силой; «внизу» прочно закрепило за собой позиции, поддерживающие эту силу. Военная реформа. В ходе Крымской войны проявились явные проблемы в военной сфере (техническая и тактическая отсталость русской армии, устаревший порядок комплектования и управления войсками), целый ряд реформ был проведен в 1860-1870-е гг. С 1861 г. военный министр Д.А.Милютин – с его именем связаны реформы. Была реорганизована система военного управления – вся Россия делилась на 16 военных округов (ликвидировалась излишняя централизация, создавались благоприятные условия для более оперативного руководства армией). Реорганизовано было и центральное военное управление – военное министерство, генштаб (централизация управления в военном министерстве). 1867 г. – новый военно-судебный устав (основа – судебная реформа 1864 г.), в армии были отменены телесные наказания. В середине 1860-х – реформа военного образования (кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, были учреждены военные и юнкерские училища, расширялась система высшего военного образования). Центральным звеном всех военных реформ стало введение всесословной воинской повинности (1 января 1874 года) – с 20 лет, срок службы – 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте, затем – в запас, а потом до 40 лет ополчение. Количество потенциальных призывников было очень большим – существовала достаточно гибкая система льгот и отсрочек. Можно было освободиться по семейному положению (единственный сын, единственный кормилец; те, у кого старший брат уже служил). Был образовательный ценз – чем лучше образование, тем меньше служить (после гимназии – 1, 5 года, после вуза – 0, 5 год). Дворяне фактически были освобождены от армейской службы т.е. с 1860-х гг. – перевооружение русской армии, гладкоствольное оружие стали заменять нарезным. В целом, эти реформы значительно укрепили боеспособность русской армии. Финансовая реформа. 1860-е – ряд финансовых преобразований. Централизация управления финансами – право распоряжаться всеми финансами получает Министерство финансов, контролирует – госконтроль. 1860 г. – учреждение госбанка. Была упразднена система откупов, вместо нее – акцизы. Главные итоги финансовых преобразований: установление гласности бюджета, финансовый контроль. Произошли также прогрессивные изменения в налоговой системе, хотя основная тяжесть налогов по-прежнему лежала на податном населении. Таможенные осложнения с Германией в 1870-1890-х гг. Аграрный протекционизм. Таможенные тарифы 1891 г., 1893 г. В Западной Европе установились торговые отношения на принципе равенства (взаимность уступок). Россия заключает соглашение с США в 1834 году, с Францией и Англией в 1852 году, с Италией в 1865 г. В 1870-х гг. в европейскую торговлю вклинивается Германия с принципами аграрного протекционизма. Устанавливается высокая стоимость агрономических зарубежных товаров. Россия пошла по пути протекционизма на 10 лет после Германии. После Франко-прусской войны Бисмарк направил все деньги, вырученные с контрибуций от Франции на тяжёлую промышленность (Крупп, Эорард). В 1882 году Бисмарк проводит в Вене совещание между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В 1879 году Германия вводит «боевые» таможенные пошлины, 1 марта повышаются цены на с\х продукции, Бисмарк вводит выкуп на железные дороги из частных рук. Россия проводит эту реформу только через 10 лет. Часть прибыли от высоких таможенных пошлин была направлена на развитие конкретных отраслей экономики. В 1876 году в России введены таможенные пошлины. В 1891 году были введены таможенные тарифы на товары, вывозимые из Германии. В 1892 году вступает в силу договоры Германии с Австро-Венгрией, Швейцарией, Англией и т.д. Россия теряет немецкий рынок и теснится на европейском рынке. В 1893 году Россия вводит сниженные торговые пошлины для стран, с которыми ведёт торговлю, надеясь на уступки Германии. Наконец, в 1906 году был заключён торговый договор между Россией и Германией, огромная роль в его подписании принадлежит графу С.Ю.Витте. Протекционистский таможенный тариф, принятый в России 11 июня 1891 г. в царствование Александра III взамен тарифа 1868 г. «с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной». К разработке тарифа министр финансов И.А.Вышнеградский привлек не позднее сентября 1889 г. Д.И.Менделеева. Главное произведение Менделеева по этой проблеме — «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» (1891—1892 гг.). В связи с обострением проблемы контрабандного ввоза в 1892 г. последовало введение таможенного устава. Доля таможенных пошлин в стоимости импорта в разные годы составляла следующие значения:
В тарифе 1891 г. Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности, не прибегая при этом к теоретическим абстракциям — фритредерству или протекционизму. Значение тарифа, по его мнению, несмотря на малость срока, к этому моменту уже сказалось на экономике России и способствовало развитию науки и народного образования. Он писал: «Без промышленного развития — народ мало нуждается в просвещении, ему некуда его прилагать, и расходы, для него необходимые, не выдержать стране». Менделеев полагал, что «промышленность и истинная наука друг без друга не живут, друг от друга получают силу, и этот союз родит блага, без него не веданные, обеспеченность, самобытность и спокойную уверенность в предстоящем». В 1897 г. вышла статья Менделеева «Оправдание протекционизма». В этой работе он подчеркивал, что «государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами». По его мнению, в период после 1891 г. тариф не уменьшил ввоза, однако, увеличил общие доходы государства (от 903 до 1140 млн. руб.). Как утверждал Менделеев, тариф 1891 г. не изменил бывшего строя, повысив оклады от 28, 5 % от стоимости товаров до 31 % в среднем в 1891 г. В своей деятельности Менделеев пользовался поддержкой сторонников курса на индустриализацию и, в частности, С.Ю. Витте. В 1899 г. Витте утверждал: «Создание своей собственной промышленности — это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы». Промышленный переворот и индустриализация. До 1880-х гг. считали, что промышленный переворот произошёл в 1830-1840-е гг., но в этот период был только промышленный подъём. Промышленный переворот – аналог промышленной революции. П.Р.Рандзюнский утверждал, что это также был промышленный подъём, одновременно выходит статья А.Н.Пажинтовой «Утверждение капитализма в России». Промышленный переворот привёл к окончательному формированию буржуазии и пролетариата, следовательно, мог произойти после 1861 года. Промышленный переворот привёл к стремительному росту машиностроения и подготовке проведения индустриализации. В отдельных отраслях промышленности промышленный переворот мог начаться ещё в 1850-е гг. (хлопковая промышленность, пищевая, военная промышленность). Эти предприятия открывались и работали с наёмным трудом. Промышленный переворот длился с 1861 года до 1880-х гг. и повлёк за собой большие социальные сдвиги. Промышленный переворот — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. В начале 1860-х гг. русская промышленность пережила серьёзный кризис и в целом в 1860-1880-е гг. ее развитие резко замедлилось. Как указывал М.Н.Покровский, с 1860 по 1862 гг. выплавка чугуна упала с 20, 5 до 15, 3 млн. пудов, а переработка хлопка — с 2, 8 до 0, 8 млн. пудов. Соответственно, очень резко, почти в 1, 5 раза, сократилось число рабочих в обрабатывающей промышленности - с 599 тыс. чел в 1858 г. до 422 тыс. в 1863 г. В последующие годы периоды роста перемежались с периодами спадов. В целом, экономические историки характеризуют период с 1860 г. по 1885—1888 гг., пришедшийся в основном на царствование Александра II, как период экономической депрессии и промышленного спада. Хотя в целом за этот период объемы производства в текстильной промышленности, машиностроении и других отраслях выросли, но в намного меньшем размере, чем за предыдущие 30 лет, а в расчете на душу населения почти не изменились, ввиду быстрого демографического роста в стране. Так, производство чугуна (в европейской части страны) выросло с 20, 5 млн. пудов в 1860 г. до 23, 9 млн. пудов в 1882 г. (всего лишь на 16%), т.е. в расчете на душу населения даже сократилось. Строительство железных дорог становится особо поощряемым царским правительством. Крымская война 1853—1856 гг. наглядно продемонстрировала, что гужевого транспорта уже недостаточно для эффективного снабжения воюющей армии. Император Александр II учреждает особый железнодорожный фонд, с 1870-х годов начинается активное строительство. За 1861—1870 гг. государство вкладывает в железнодорожное строительство 2, 5 млрд. руб., а за период 1890—1903 гг. 5, 5 млрд. руб. После промышленного переворота Россия начала реагировать на подъёмы и спады в промышленности, экономические кризисы. Значение промышленного переворота: 1. Усиление зависимости России от мировой экономики. 2. Окончательное оформление классов капиталистического общества. 3. Подготовка проведения индустриализации. Индустриализация - процесс создания промышленности в дореволюционной России, в результате которого в аграрной экономике страны развился индустриальный сектор, позволивший повысить производительность труда и частично обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями. Первый этап индустриализации в России 1870-1880-е гг. – оформляется отраслевая структура промышленности. В этот период было создано 33 акционерных коммерческих банков и 281 городской банк. Второй этап индустриализации в России 1880-1900 гг. – в этот период выпуск промышленных товаров увеличился вдвое. Создаются новые и развиваются старые отрасли промышленности – топливная, металлургическая, машиностроение, текстильная. Создаются новые промышленные центры – Донбасс и Баку. Третий этап индустриализации в России 1900-1914 гг. – в этот период ведущее место в промышленности занимают крупнокапиталистическое производство. Окончательно складывается отраслевая структура промышленности, происходит районирование. Начинается механизация сельского хозяйства, усиливается роль монополий, выкуп в казну железных дорог (к 1913 году 70 % железных дорог в руках государства). Существовало 53 акционерных банка, государственный банк кредитует до 2/3 промышленных предприятий. Реформы в области промышленности. Морозовская стачка 1885 года. Рабочее законодательство министра финансов Н.Х. Бунге, 1880-е гг. Морозовская стачка — одна из крупнейших организованных забастовок рабочих Российской империи, произошедшая 7—17 января 1885 года на текстильной фабрике «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сына и Ко» (с. Никольское, ныне в черте города Орехово-Зуево). Фабрика принадлежала купцу Тимофею Саввичу Морозову, сыну покойного основателя товарищества. Организаторами и руководителями стачки были рабочие Никольской мануфактуры П.А. Моисеенко и В.С. Волков. В забастовке приняло участие около 8 тысяч из 11 тысяч рабочих мануфактуры. Причиной стачки послужило резкое ухудшение положения рабочих в результате промышленного кризиса начала 80-х годов XIX века, а также жестокая эксплуатация со стороны владельцев фабрики. В частности, с 1882 по 1884 год пять раз снижалась заработная плата, были введены высокие штрафы, составлявшие в среднем четверть заработной платы и доходившие в отдельных случаях до половины заработка. Основным требованиями бастующих было повышение заработной платы до уровня 1880—1882 года, сокращение штрафов до 5 % заработка и общее облегчение положения рабочих. 11 января Волков вручил владимирскому губернатору «Требования по общему согласию рабочих», в которых содержался пункт об учреждении государственного контроля над фабрикантами, а также и о принятии законодательных изменений в условия найма. В подавлении стачки участвовало 3 батальона солдат и 6 сотен казаков под личным руководством прибывшего в Орехово-Зуево владимирского губернатора. Было арестовано свыше 600 рабочих, в том числе Моисеенко и Волков. Стачка была окончательно подавлена 17 января после ряда столкновений между бастующими и правительственными войсками. Под суд были отданы 33 человека, которые, однако, были оправданы судом присяжных, ввиду тяжелого положения рабочих и нарушений со стороны администрации мануфактуры. Участники стачки подверглись наказанию в несудебном порядке: около 800 рабочих были высланы на родину под надзор полиции, П.А. Моисеенко был на 5 лет сослан в Архангельскую губернию, В.С. Волков — на 3 года в Вологодскую губернию. В середине XIX века были заложены основы охранительных комиссий по рабочему вопросу. 1870 г., 1878 г., 1879 г. – законы о революционных организациях среди рабочих. При Н.Х. Бунге велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих), т.е. до 12 лет детям работать было официально нельзя. В 1885 году вышел закон, запрещающий детям до 12 лет работать в ночные смены. В 1880 годы произошло около 450 забастовок, особо отличилась Морозовская стачка. Создаётся фабричный союз, т.к. после Морозовской стачки остро встал вопрос о создании рабочего законодательства. 3 июня 1886 года были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. Все эти законы действовали до нового рабочего закона 1905 года. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция. На 1899 год насчитывалось 250 инспекторов во всей империи. Фабрикант обязан заключить письменный договор с рабочим и расчетную книжку с указанием срока найма, заработной платы и взысканий; вывешивать расценку работ на стены фабрики. Запрещается понижать зарплату, сокращать число рабочих дней, выплачивать зарплату продуктами или купонами, устанавливать штрафы более трети от зарплаты, причём штрафы должны расходоваться только на нужды рабочих. Продолжительность рабочего дня для мужчин 11, 5, а ночью не более 10 часов. Реформы в трудовом законодательстве имели как определённые положительные моменты (первый общероссийский закон о рабочих), так и отрицательные моменты (закон запрещал стачки и сохранял их уголовное преследование). Первые рабочие организации (рабочие классы), возникшие в 1890-е гг. предшественники профсоюзов. Несмотря на развитие крупного производства, сохраняло свои позиции и мелкое производство, которое давало к 1900 году не менее 40% продукции (в стоимостном выражении от общего объема продукции). Несмотря на развитие фабричного, машинного производства, сохранялась мануфактура (например, в текстильной промышленности). Реформы в области сельского хозяйства. Несмотря на быстрое развитие промышленности, экономика оставалась аграрной. Аграрный сектор давал основную долю национального продукта. В этом секторе была занята большая часть трудоспособного населения России. От положения дел в области сельского хозяйства зависела ситуация и в прочих отраслях, в частности в промышленности. Особенности: 1. Росло производство важнейших видов с/х продукции, причем оно обгоняло рост численности населения. Если к концу 1850-х годов в России производилось зерна на душу 400 кг в год, то к началу 1890-х годов – около 500 кг. Население росло быстро, с/х производство развивалось еще быстрее.
|