![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ технологичности конструкции изделия
Технологичность конструкции изделия в соответствии с ГОСТ 14.205—83 — совокупность свойств конструкции изделия, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ. Производственная технологичность конструкции детали — это степень ее соответствия требованиям наиболее производительного и экономического изготовления. Чем меньше трудоемкость и себестоимость изготовления, тем более технологичной является конструкция детали. Стандартами ЕСТПП установлена обязательность отработки конструкции на технологичность и количественной оценки технологичности на всех стадиях создания изделий. Производственная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат, средств и времени на конструкторскую и технологическую подготовку производства, а также на изготовление (в том числе на контроль и испытания) изделий. Эксплуатационная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат времени и средств на технологическое обслуживание, текущий ремонт и утилизацию изделия. Ремонтная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат при всех видах ремонта, кроме текущего ремонта. Чтобы избежать незамеченных недостатков в конструкции, анализ технологичности конструкции следует производить в определенной последовательности: ■ на основании изучения условий работы конструкций, а также серийности производства необходимо проанализировать возможность упрощения конструкции и целесообразность замены материала; ■ установить возможность применения высокопроизводительных методов обработки; ■ определить целесообразность назначения протяженности и размеров обрабатываемых поверхностей, труднодоступные для обработки места; ■ определить технологическую увязку размеров, оговоренных допусками, шероховатость поверхности, необходимость дополнительных технологических операций для получения высокой точности и необходимой шероховатости обрабатываемых поверхностей; ■ увязать указанные на чертежах допускаемые отклонения размеров, шероховатость поверхности и пространственные отклонения по геометрической форме и взаимному расположению поверхностей с геометрическими погрешностями станков; ■ определить возможность непосредственного измерения заданных на чертеже размеров; ■ определить поверхности, которые могут быть использованы при базировании; ■ определить необходимость дополнительных технологических операций, вызванных специфическими требованиями, и возможность изменения этих требований; ■ проанализировать возможность выбора рационального метода получения заготовки, учитывая экономические факторы; ■ предусмотреть в конструкциях деталей, подвергающихся термической обработке, конструктивные элементы, уменьшающие коробление детали в процессе нагрева и охлаждения, и определить, правильно ли выбраны материалы с учетом термической обработки. Для деталей различного типа дают различные рекомендации. Для валов указывают: ■ возможность обработки поверхностей проходными резцами; ■ возможность уменьшения диаметров больших фланцев или буртов; ■ возможность замены закрытых шпоночных канавок открытыми, которые обрабатываются более производительными дисковыми фрезами; ■ допускает ли жесткость вала получение высокой точности обработки (L/d< 10); ■ возможность замены ступенчатого вала гладким. Конструкция зубчатого колеса должна иметь следующие особенности: ■ простую форму центрального отверстия, так как сложные отверстия значительно усложняют обработку, вызывая необходимость применения револьверных станков и полуавтоматов; ■ простую конфигурацию наружного контура зубчатого колеса (так как наиболее технологичными являются зубчатые колеса плоской формы без выступающих ступиц); ■ симметричное расположение перемычки между ступицей и венцом для зубчатых колес, подлежащих термической обработке как по отношению к венцу, так и по отношению к ступице; нарушение этого условия приводит к значительным односторонним деформациям при термической обработке; ■ правильную форму и размеры канавок для выхода инструментов; ■ возможность многорезцовой обработки в зависимости от соотношения диаметров венцов и расстояний между ними. Для корпусных деталей определяют: ■ допускает ли конструкция обработку плоскостей на проход и что мешает такому виду обработки; ■ позволяет ли форма отверстий растачивать их на проход с одной или с двух сторон; ■ можно ли обрабатывать отверстия одновременно на многошпиндельных станках с учетом расстояний между осями этих отверстий; ■ есть ли свободный доступ инструмента к обрабатываемым поверхностям; ■ нужна ли подрезка торцов ступиц с внутренних сторон отливки и можно ли ее устранить; ■ есть ли глухие отверстия и можно ли их заменить сквозными отверстиями; ■ имеются ли обрабатываемые плоскости, расположенные под тупыми и острыми углами друг к другу, и можно ли заменить их плоскостями, расположенными параллельно или перпендикулярно друг другу; ■ имеются ли отверстия, расположенные не под прямым ■ достаточна ли жесткость детали, не ограничивает ли она ■ имеются ли в конструкции детали достаточные по размерам и расстоянию базовые поверхности, если нет, то каким образом следует выбрать вспомогательные базы; ■ нет ли в конструкции внутренней резьбы большого диаметра и возможно ли заменить ее другими конструктивными элементами; ■ насколько прост способ получения заготовки (отливки), Количественная оценка технологичности производится расчетом ряда показателей, характеризующих отдельные свойства, которые возможно определить из чертежа детали. К ним относятся: коэффициент использования материала, коэффициент унификации конструктивных элементов детали, коэффициент точности обработки, коэффициент шероховатости поверхности.
|