Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Раздел I.Общие основы психологии. Тема 1.1.Предмет и задачи общей психологии.
Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки. Человек-существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки-биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука-психология (от греч.psyche- душа и logos- наука). Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Психология изучает: -возникновение и развитие психики; -сознание человека как высшую форму психики; -обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами; -нейрофизиологические основы психической деятельности; -структуру психики человека; -закономерности формирования психических образов; -отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов; -индивидуально-психологические особенности личности; -психологические особенности поведения человека в социальной сфере; -психологию конкретных видов человеческой деятельности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя!» Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний. Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах, клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития. Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека-закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности. Основные методические принципы психологии: -признание детерминированности (причинной обусловленности) психологических явлений материальной действительностью; -генетический подход к психическим явлениям - исследование их в развитии; -признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; -изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность -не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром не социально-культурной основе. Основными методами психологии являются: -лабораторный; -естественный эксперимент; -научное наблюдение; -метод анализа продуктов психической деятельности. В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод-способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов. В психодиагностике широкое распространение получило тестирование -диагностика психических возможностей индивида.
|