Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как высшая форма психики. Сознание и деятельность.






Сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

-осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий;

-появления знакового обозначения этих значений – слова;

-социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации – речи.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психологических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта. Психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности:

1. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые предоставляют собой концентрированный опыт человечества, предаваемый посредством слова.

2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей.

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием. Различаются четыре формы, или сферы, общественного сознания:

- наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций;

- соционормативная сфера общественного знания – система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей – система социальных норм данного общества;

- искусство – духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности;

- религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора ведущих людей.

5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особенностью индивидуального сознания, системой ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру.

Сознание является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: формы чувственного отражения мира, рациональное познание, эмоционально-волевую сферу психической саморегуляци.

Сознаниеприсущий человеку высший уровень психического отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности – концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой индивида.

Самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляци человека.

Психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально понятийным отражением действительности.

Развитие психики в процессе эволюции*

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ошущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.

Отражение в широком смысле слова - это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого.

Возникновение живой материи представляет собой новый способ существования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ - взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения -раздражимости.

Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение, В отличие от растений, животный организм активно ищет пишу или уходит от' вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам.

Форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам). По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган

чувствительности - центральная нервная система,

В процессе эволюции животные становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).

Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus- побуждение) - наследственно закрепленные формы поведения.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически кочевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом - головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Первичной формой психики являются инстинкты

ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности), Нейрофизиологической основой инстинктов являются безусловные (врожденные) рефлексы

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения - способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения - навыки, формируется система условных рефлексов.

Сознание как высшая форма психики.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий; появления знакового обозначения этих значений - слова; социального взаимодействия людей, развитая социальной коммуникации и

основного средства этой коммуникации -речи, В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться; не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями. Слово, речь, язык становятся знаковой системе! социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации.

Сознание - присущий человеку высший уровень психического отражениям действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня
сознания для психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение
этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия

субъекта с действительностью.

Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности -концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой индивида.

Самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляции человека. Психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально понятийным отражением действительности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал