Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обработки и область применения ТАТ.






Тест использ. для анализа в 3 – х осн. аспектов самоотношения: 1. анализ неосознанных компонентов самоотнош., кот. предполог. внутриличностную защиту недопускающей это самоотнош. к сознанию. 2. то самоотношение кот. вызывает трудности одекватной вербализации. 3 иссл. нежелательной самооцен., кот. противореч. соц. приемлемым образцам Л, фиксир. преобладающий тип акцентуации.

Стимульный материал теста - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на кот. обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, - это 3я редакция методики. (1943). В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений.

В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Обычно обследование проводится в 2 этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день; Общие М и Ж картинки, необходимо составить по ним рассказ.

Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускается самостоят. запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмеч-ся время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, осн. задача кот. — получение доп. данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок ошибок восприятия и т. д.

Анализ рассказов строится следующим образом:

1) нахождение «героя», с кот. обследуемый идентифицирует себя.

2) определение важнейших характеристик «героя» - его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». Также выявляются «давления» среды, т. е силы, воздействующие на «героя» извне.

3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует «тему» (отсюда - Тематической апперцепции тест), или динамическую структуру взаимодействия Л и среды.

По Г. Мюррею, содержание «тем» составляет:

а) то, что обследуемый реально совершает;

б) то, к чему он стремится;

в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

г) то, что он испытывает в настоящий момент;

д) то, каким ему представляется будущее.

В итоге иссл-ль получает сведения об осн. стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаимод. с др. людьми, и способах их разрешения, др. информацию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал