Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия сексуальных посягательств






 

Реакции детей на сексуальные посягательства сложны и труднопредсказуемы. Они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, получает ли ребенок или подросток поддержку со стороны близких людей, а также от того, была ли вовремя оказана медицинская и психологическая помощь.

Последствия могут быть кратковременными и длительными, возникать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер. Они могут быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде. Не всегда удается отследить и отдаленные последствия сексуального насилия, переживаемого в детстве.

Как указывает в уже упоминавшейся статье И. С. Кон, «реакция зависит, прежде всего, от возрастной разницы между ребенком и взрослым, от общего характера взаимоотношений между ними и от конкретной ситуации контакта. Грубое насилие и причинение боли вызывают у Ребенка страх и отвращение, тогда как эротическая игра, мастурбация, Исковые прикосновения к половым органам часто воспринимаются положительно. Совратители, взрослые или подростки, если только они не являются агрессивными психотиками, редко прибегают к насилию, предпочитая действовать уговорами или словесными угрозами» [ Кон, 1998].

По данным американского национального опроса, проведенного Д. Финкелхором с сотрудниками, физическая сила применялась только в 19% эпизодов с девочками и в 15% эпизодов с мальчиками. Действие, начавшееся под нажимом, нередко становится добровольным взаимодействием. Психологическая атмосфера и субъективный, личностный смысл этого взаимодействия важнее его сексуального содержания, которого ребенок зачастую не осознает. Причем если сексуальный контакт с родителями и другими взрослыми воспринимается как грубое нарушение правил, то секс со старшими братьями и сестрами или с товарищами, даже с применением принуждения, часто кажется подросткам нормальной игровой активностью и не вызывает болезненных переживаний (цит. по [ Кон, 1998]).

На переживание последствий сексуального насилия и степень травматизации оказывают большое влияние реакции окружающих, в первую очередь родителей, врачей, представителей правоохранительных органов. Драматизм переживаний усиливается, если ребенка обвиняют в случившемся, не оказывают достаточной поддержки или если сами родители относятся к происшедшему как к катастрофе.

Наиболее общие нарушения у детей дошкольного возраста, пострадавших от сексуального насилия, — это тревога, ночные кошмары, симптомы посттравматического стрессового расстройства, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития и чрезмерный контроль ребенка за окружением), экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение) и неадекватное сексуальное поведение. У детей школьного возраста могут проявляться такие симптомы, как страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары.

В целом подростки по сравнению с детьми дают более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Дети, при прочих равных условиях, склонны к невротическим реакциям (нарушение сна, различные страхи, и т. п.). Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни, более того, иногда именно резкие изменения в поведении позволяют выявить сексуальное насилие. По-видимому, это объясняется тем, что подростки уже понимают сексуальный характер совершаемых с ними действий, а также тем, что сексуальность и ее социальная оценка имеют для подростков особую значимость.

То, что маленький ребенок может воспринимать как «сделали больно», для старшего подростка может казаться личностным крахом.

 

Девушку 16 лет привела в кризисную службу мать в связи с резким изменением в поведении. На протяжении последних двух месяцев девушка стала агрессивной, постоянно дралась со сверстниками, конфликтовала с учителями, практически рассорилась со всеми своими друзьями, ухудшилась успеваемость, она потеряла интерес к привычным занятиям. На момент обращения к психологу девушка была отчислена из школы в связи с нарушениями поведения.

После формирования доверительного контакта рассказала, что была изнасилована незнакомым молодым человеком. После изнасилования чувствовала себя «испорченной», стала «всех ненавидеть», во время занятий в школе возникали зрительные картины изнасилования, не хотела учиться, думала о самоубийстве. Об изнасиловании никому не рассказала.

 

Такая реакция на изнасилование достаточно характерна для подросткового возраста.

Во многих случаях (а при совершении незнакомыми людьми с применением физической силы — практически всегда) сексуальное насилие воспринимается подростками как катастрофа, как событие, полностью меняющее всю жизнь, такое событие, которое нельзя пережить. Страх, выраженная тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение — вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных переживаний непосредственно после сексуального насилия. Их выраженность зачастую очень высокая, событие и его последствия чрезмерно драматизируются. В сложном комплексе этих переживаний особое место занимают переживания, так или иначе связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением, которые могут отличаться значительной интенсивностью и длительностью (нередко сохраняются в течение многих лет).

Достаточно характерным последствием сексуального насилия является перенесение эмоционального отношения к насильнику (страх, вращение, ощущение угрозы) на других людей. В предельном варианте такая генерализация выражается в восприятии всего окружающего мира как враждебного и опасного, в недоверии к нему.

Реакции на сексуальные посягательства обычно более выражены в тех случаях, когда сексуальное насилие сочеталось с физическим и/или эмоциональным насилием. Однако в некоторых случаях тяжелейший комплекс переживаний может быть вызван не свершившимся фактом насилия, а одной его возможностью (контекст ситуации предполагал сексуальное домогательство).

 

Семнадцатилетний юноша после вечеринки остался на квартире у приятеля с двумя взрослыми его друзьями. Приятель неожиданно куда-то исчез. Один из взрослых стал склонять подростка к сексуальным отношениям. Тот хотел уйти, но его не выпустили, долго уговаривали. Через некоторое время ему все-таки удалось уйти. После этого случая у подростка резко снизился фон настроения, он стал замкнутым, отгороженным, перестал общаться с друзьями, «потерял интерес к жизни», часто в воображении проигрывал сцены мести обидчикам.

 

В обзоре литературы по этой проблеме (см., например, Lusk, Waterman, цит. по [ Лунин, 1995]) выделено семь групп последствий сексуального насилия:

1. Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба.

2. Физические нарушения: генитальные повреждения, беременность, ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), соматические жалобы (например, головная боль, боли в животе, энурез, ипохондрия), расстройства сна и аппетита.

3. Когнитивные нарушения: расстройства внимания, нарушения концентрации памяти, внимания, восприятия.

4. Поведенческие симптомы: «выход наружу» (агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение), избегание, повторение ситуаций, вызвавших сексуальные посягательства.

5. Самодеструктивное поведение: самокалечение, суицидные мысли и попытки.

6. Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психотические черты.

7. Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

 

Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посягательств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации)

Типичные реакции детей на сексуальные посягательства проявляются как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Чувство вины может усиливаться, если дети нашли в этом удовольствие, если их соблазнили или делали подарки для их привлечения, если насилие произошло, когда они совершали запрещенные поступки (например, гуляли в парке без разрешения родителей), или если другие принимают на себя упреки за сексуальное нападение на ребенка. Вина из-за раскрытия посягательств также типична в тех ситуациях, где есть близкие позитивные отношения между ребенком и совратителем, в ситуациях, где родительские реакции чрезмерно драматичны, а также когда ребенок принимает на себя ответственность за последствия раскрытия, сказывающиеся на других (например, в ситуациях инцеста). Другие типичные эмоциональные реакции включают стыд, депрессию, различные страхи (боязнь мужчин, страх спать одному, боязнь темноты, боязнь определенных мест или ситуаций), гнев и общее беспокойство.

Поведенческие реакции детей на сексуальные посягательства или их раскрытие также различаются. Сексуальная озабоченность, выражающаяся в увеличивающейся мастурбации, во все большем увлечении сексуальными играми — вполне типичное явление. Часто отмечается нарушение аппетита или сна, включая ночные кошмары и подавленный аппетит. У маленьких детей может происходить регрессия в поведении (например, они снова начинают мочиться в постель, сосать палец или вспоминать другие подобные уже забытые привычки). Старшие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю. Наблюдаются заметные изменения в межличностном общении и социальном поведении ребенка: отход от равных по возрасту детей и от семьи, а у младших детей — независимость от воспитательских требований родителей. У детей школьного возраста снижается успеваемость или увеличивается количество прогулов. Старшие дети могут убегать из дома, особенно в ситуациях, где совратитель — это другой член семьи или где родители не поддерживают его и упрекают.

У подростков в результате сексуального насилия может появиться склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям). По-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще (внутренняя логика пострадавшего от насилия в данном случае такова: «Боль по поводу произошедшего не будет слишком сильной, если сексуальные отношения перестанут что-либо значить»). Другим видом защитного поведения, характерным для девушек, является отказ от сексуальных отношений с мужчинами на длительное время. Возможна также более или менее длительная переориентация на сексуальные отношения с девушками (сексуальные отношения с мужчинами начинают казаться слишком «грубыми», «отвратительными»).

Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте. Данные национального исследования насилия над женщинами, проведенного в США, показывают, что женщины, подвергшиеся насилию до 18 лет, в два раза чаще становились жертвами изнасилования в зрелом возрасте, чем те, кто не подвергался насилию [Насилие и его влияние на здоровье, 2003].

В то же время следует отметить, что у некоторых детей описанные симптомы не проявляются в явном виде на момент обследования после насилия. По данным литературы, их около трети, при этом большинство из них дают отставленные реакции [ Асанова, 1997].

Состояние ребенка, пострадавшего от насилия, определяется взаимодействием множества факторов. Переживания часто противоречивы и отражают то, как ребенок приспосабливается к насилию. Во многом именно этим определяются отношение к происходящему и видимые реакции детей, которые могут не соответствовать ожиданиям и отношению к насилию взрослых. Так как благополучие детей зависит от взрослых, они могут искать свои объяснения происходящему, оправдывая и защищая насильника. Приписывая себе основную вину за происходящее, ребенок делает свою жизнь хоть в какой-то мере управляемой [Детская и подростковая психотерапия, 2001].

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

 

Многие исследователи и клиницисты отмечают, что большая часть симптомов, демонстрируемых жертвами сексуальных посягательств, могут быть отнесены к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), которое является признанным психиатрическим диагнозом, включающим в себя следующие компоненты:

- опыт или событие, которые являются объективно травмирующими (в перечень этих событий наряду с такими событиями, как автокатастрофа, военные действия и т. д., включено сексуальное насилие);

- повтор травмирующего события (например, повторяющиеся воспоминания, сны, а у детей — повторяющиеся игры);

- избегание стимулов, ассоциирующихся с травмой (например, через потерю памяти или подавление определенных мыслей и чувств, а у маленьких детей — потеря недавно приобретенных навыков);

- по крайней мере два из следующего перечня симптомов: нарушения сна, повышенная возбудимость, проблемы с памятью и концентрацией, усиление симптомов при столкновении со стимулами, связанными с травматическим событием.

Простое сравнение перечисленных компонентов со списком последствий, наиболее часто связываемых с сексуальными посягательствами, показывает их большое сходство, однако у многих жертв сексуальных посягательств не обнаруживаются симптомы ПТСР. Более того, жертвы сексуальных посягательств зачастую имеют дополнительные симптомы, которые никак не вписываются в ПТСР. Кроме этого, исследования показывают, что ПТСР трудно диагностируется в Детском возрасте [Finkelhor, 1984, 1986].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал