Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г) Гетеросексуальное поведение
Опрос, проведенный Шофилдом в Англии, представляется наиболее обоснованным как по репрезентативности выборки респондентов, так и по достоверности результатов, полученных в ходе интервью с глазу на глаз. И хотя его данные получены более 5 лет назад, их систематический анализ, итоги которого даны в табл. 4, позволяет сделать два важных наблюдения. Несмотря на то, что практически все подростки имеют опыт свиданий и поцелуев, число имеющих более “глубокий” сексуальный опыт значительно меньше: коитус является для подростков исключением. Таким образом, подростковая сексуальность начинается с усвоения определенных жестов, которые постепенно ведут к опыту коитуса через все более и более раскованные формы полового поведения: поцелуи, ласки груди, ласки гениталий. Второе наблюдение касается различий между мальчиками и девочками. В группе 15—17-летних подростков девочки имеют больший, чем мальчики, опыт “романтического поведения”: свиданий, поцелуев и ласк. С переходом к генитальным формам поведения картина становится иной: мальчики имеют большую частоту такого поведения, чем девочки, причем процент мальчиков, знакомых с коитусом, в 2 раза превышает аналогичный процент девочек. Это различие в опыте коитального поведения между мальчиками и девочками прослеживается во всех опросах, проведенных как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Подобное расхождение объясняется многими факторами: определенное число мальчиков приобретают первый сексуальный опыт в общении с проститутками (примерно 12 % немецких и английских мальчиков, опрошенных Лакей и Нэсс. в 1969 г.), к тому же мальчики часто “преувеличивают” случай данного, высоко оцениваемого сверстниками сексуального поведения. Девочки, напротив, “преуменьшают” его, не желая прослыть у сверстников “легкодоступной”, начавшей рано сексуальную жизнь и дарящей благосклонность многим мальчикам. Наконец, как это показывает Шофилд, если девочки позже мальчиков начинают свою сексуальную жизнь, они имеют более частые сексуальные контакты.
Таблица 4 Количество подростков (в %), имеющих различный опыт гетеросексуального поведения (Schofield, 1965)
Главный вопрос, вызывающий споры: имеют ли сегодняшние подростки больший сексуальный опыт, чем их сверстники из предшествующих поколений? Существует мало данных об эволюции сексуальных норм и полового поведения западных подростков на протяжении века. Однако проведенные в США, Франции и Англии опросы показывают, что частота добрачных сексуальных связей в “среднем классе” значительно возросла в конце первой мировой войны. Если до 1915 г. 3/4 девушек сохраняли девственность до замужества, то в 20-е гг. это количество резко уменьшилось, составив к 1925 г. около 50 %. По-видимому, сексуальные нормы западного общества в это время значительно изменились Результаты Диполда (Diepold, 1979), полученные на основе анализов данных Миллера и Саймона (Miller, Simon, 1980), позволяют предположить, что половое поведение подростков мало изменилось в период с 1940 по I960 г. Существенные изменения произошли в 60-е гг. — как в Европе, так и в США и Японии. Исходя из результатов опросов, различных не только по этническому и социально-экономическому статусу респондентов, но и по исходным методологическим принципам, трудно сделать достоверные выводы. Тем не менее можно выдвинуть некоторые предположения. Конечно, разговоры о сексуальной революции представляются неадекватными, ибо предположение о резких и массовых изменениях в гетеросексуальном поведении подростков подкрепляется малым количеством эмпирических данных. Имеющиеся факты свидетельствуют скорее об определенной стабильности гетеросексуального поведения мальчиков и о динамике его у девочек, в результате чего уменьшается различие между ними (табл. 5). Юноша в 18 лег обладает сегодня сексуальным опытом, сравнимым с опытом 19-летнего в 1940 г. Однако сексуальный опыт девочек претерпел значительные изменения в ходе последних 20 лет. Если в 1940 г. лишь одна 19-летняя девушка против трех юношей имела опыт завершенных сексуальных отношений, то в 70-е гг. их число сравнялось. Частота сексуального опыта для обоих полов удваивается в возрастной период от 16 до 18 лет. Различия между подростками, имеющими и не имеющими сексуальный опыт, объясняются двумя переменными: их религиозными установками и социально-экономическим статусом. Для обоих полов степень религиозности обратно пропорциональна уровню сексуальной опытности. В целом подростки из рабочей среды имеют более ранний и более частый опыт гетеросексуальных отношений, чем их сверстники из других слоев населения, однако к концу отрочества эти различия сглаживаются. На практику сексуальных отношений существенно влияет семья родители подростков, имеющих сексуальный опыт, придают меньшее значение дисциплине; такие подростки, как правило, подолгу живут одни (Schofield, 1965). В психологическом плане сексуально опытные подростки “жестче” включены в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные отношения со сверстниками. Ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей; скорее, они имеют высокую самооценку и ряд личностных достижений, таких, как высокая степень личной автономии, чувство ответственности за интимную близость, утверждение собственной половой идентичности, уважение сверстников (S. Jessor, R. Jessor, 1975).
Таблица 5 Рост количества (в %) юношей и девушек, имевших опыт коитуса, за период с 1960 по 1976 г.
Примечание: 1Verner et al., 1972. 2Jessor S., Jessor R., 1975. 3Schmidt, Slgush, 1972. 4Shah Zelnik, 1980. 5Miller, 1973.
Не имеющие сексуального опыта подростки, как мальчики, так и девочки, поддерживают свой статус, ставя на первое место моральные убеждения и опасения беременности. Затем выдвигаемые мотивы расходятся' девочки апеллируют к возможности родительского осуждения и потере репутации, в то время как у мальчиков преобладает мотив неспособности найти партнершу или ее отказ. Такие личностные особенности, как подавленность, стеснительность или трудности контакта, как мальчиками, так и девочками открыто выражаются редко. Ограничение сексуальной активности только репродуктивными мотивами, в рамках брака, сегодня единодушно отвергается подростками. Добрачные сексуальные отношения принимаются обоими полами и расцениваются как необходимые и естественные. Подобная разрешительная установка не должна, однако, заслонять того факта, что сексуальные нормы в отрочестве сильно зависят от интериоризированных социальных запретов. Так, например, широко распространена такая норма, как обязательное сочетание сексуальных отношений с чувством любви. Другой подобной нормой является верность: в сексуальных отношениях большинство мальчиков и девочек верны своим партнерам и от них требуют того же. 3/4 немецких подростков, опрошенных Шмидтом (Schmidt, 1972), утверждают, что постоянная связь является залогом верности, и требуют такой же модели поведения от партнеров. По данным этого опроса, до 90 % 16—17-летних имеют длительные сексуальные связи, а 75 % мечтают о браке и 90 % мальчиков и девочек предполагают иметь детей. Таким образом, представляется, что, хотя сексуальное поведение подростков в 70-е гг. изменилось и первый сексуальный опыт приобретается теперь раньше, чем прежде, эти изменения не затронули сексуальную мораль подростков, где по-прежнему преобладает идея романтической любви.
|