Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Образ тела






 

Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок. Относительно постоянный между 8 и 11 годами, образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам (Simons, Rosenberg, 1975). В период между 11 и 15 годами подростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обращаются к физическим характеристикам; позднее же они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения.

Известно, что морфологическое развитие происходит неравномерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние органы, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропорции могут, однако, быть приняты за окончательные, и для отрочества больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки (Harrison, 1976). Канестрари и его сотрудники (Canestrari et al., 1980) исследовали развитие подобных “дисморфофобий” на выборке подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывают общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос).

Реакция подростков на происходящие с ними физические изменения исследовалась во многих работах. Дуайер и Мэйер (Dwyer, Mayer, 1971) констатировали, что 30% американских девочек и 20 % мальчиков подросткового возраста испытывают беспокойство по поводу своего роста: девочки боятся оказаться слишком высокими, мальчики — слишком маленькими. Именно физическая “стать” является для подростков одной из центральных характеристик идеального образа человека своего пола. Так, среди мальчиков только те, кто в 15 лет имеет рост более 1, 9 м, кажутся себе слишком высокими!

Лишний вес представляет исключительно важную проблему в отрочестве, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и у остальных. Но и здесь наблюдаются половые различия. Согласно исследованию Дуайера и Мэйера, мальчики мало озабочены увеличением веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением. Мальчики и девочки ощущают специфическую тревогу, связанную с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начало пубертата дает пищу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками. Девочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабоченность в основном связана с ростом груди. Розенбаум (Rosenbaum, 1979) выявила, что большинство тревог 30 опрошенных ею девочек-подростков связаны с развитием груди, этим наглядным доказательством женственности. Гораздо меньший интерес вызывали первые менструации, которые всеми исследователями считаются основным феноменом женского полового созревания. Мюссен (Mussen et al., 1974), не указывая характеристик выборки и методов исследования, утверждает, что около половины девушек спокойно или безразлично реагируют на первые менструации, 40 % испытывают негативные чувства и только 10 % проявляют положительные эмоции интереса и гордости. Согласно той же Мюссен, эти результаты объясняются тем, что большинство матерей говорят дочерям о негативных сторонах менструаций. Розенбаум (Rosenbaum, 1979) опросила 30 девушек привилегированных социально-экономических классов и выяснила, что, считая себя достаточно подготовленными к этому событию, они встречают его безропотно, смирясь с данной биологической реальностью.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал