Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важность национальной идентичности
Одна из компонент национальной идентичности, которую мы пытались различными способами измерить — это степень важности, которую дети приписывают своей национальной идентичности. Один из простейших способов измерения этой компоненты - выполнение задачи, разработанной для оценки относительной субъективной важности, придаваемой детьми их национальной идентичности, то есть относительной важности национальной идентичности по сравнению с другими идентичностями, например, тендерной и возрастной. В этой задаче ребенку сначала предъявляют набор карточек, с названиями различных специфических идентичностей, применимых к ребенку (например «6 летний», «девочка», «белый», «христианин», «лондонец», «англичанин», «европеец»). Мы обычно использовали карточки с указанием возрастной, тендерной, этнической, религиозной, городской, национальной и европейской идентичностей. Эти карточки раскладывались на столе. Ребенку сначала сообщали, что все это - те слова, которые можно использовать, чтобы описать его. Потом ребенка спрашивали: «Если бы тебе нужно было выбрать только одну из этих карточек, самую важную для тебя, какую бы ты выбрал?» Выбранная карточка удалялась из набора? и ребенка просили выбрать следующую наиболее важную карточку. Процесс повторялся до тех пор, пока не оказывались выбраны все карточки. Если использовалось 7 карточек, то каждой карточке присваивали балл между 1 и 7; балл 7 присваивался карточке, которая являлась наиболее важной для ребенка, а балл 1 - наименее важной карточке. Критический вопрос, который нас интересовал, конечно, тот, какой балл давался национальной идентичности, карточке «англичанин». Должен упомянуть, что в других исследованиях мы пробовали применять различные способы оценки важности, которую дети приписывают своей национальной идентичности. Например, один из методов, который мы опробовали, включал использование оценочной шкалы. Здесь ребенку задавали масштаб оценки через слова-ярлыки «очень важно», «весьма важно», «немного важно» и «совсем не важно», и ребенок должен был указать на этой шкале позицию, которая соответствовала тому, насколько важна для него национальная идентичность. Другой метод, который мы пробовали - метод парных сравнений. Здесь ребенку давались одновременно только две идентичности, и он должен был сказать, которая из этих двух является более важной для него. После того, как все возможные пары идентичностей в пределах набора были предъявлены, можно выявить среднюю важность, которая была приписана каждой из идентичностей. Мы обнаружили, что все эти различные методы дают очень близкие результаты, которые высоко коррелируют между собой (Wilson & Barrett 1996). Однако, как нам показалось, детям гораздо больше нравилось задание на относительную субъективную важность, так что в дальнейшем мы именно его чаще использовали в наших многочисленных исследованиях. На рисунке 1 представлены типичные результаты, которые мы получаем, когда проводим это задание с детьми 6-11 лет. На Рисунке хорошо видно, что важность, которую дети приписывают национальной идентичности увеличивается с возрастом (закономерность статистически значима); важность, приписываемая возрастной идентичности, значимо уменьшается с возрастом; важность, приписываемая гендерной идентичности, остается фактически постоянной. Эти возрастные тенденции неоднократно подтверждались в других наших исследованиях (например, Wilson 1998, Barrett, Wilson & Lyons 1999), так что они представляются нам весьма достоверными: национальная идентичность, действительно, с возрастом у детей становится все более важной.
Figure1. The Relative Subjective Importance of National Identity
|