Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барретт М. Развитие национальной идентичности: концептуальный анализ и некоторые итоги Западноевропейского исследования






 

Печатается по: Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / под. ред. М. Барретт, Т. Рязановой, М. Воловиковой. - М., 2001. С. 16-55.

 

Национальная идентичность народа - очевидно, чрезвычайно мощная сила в современном мире. В Англии, например, эмоциональная волна, охватывающая всю нацию всякий раз, когда Англия играет футбольный матч с Германией, указывает на значительную важность, которую многие англичане придают своей национальной идентичности. Такие эмоции, конечно, характерны не только для Англии. Подобные эмоции выплескиваются и во многих других странах во время важных спортивных соревнований. Посмотрите на национальную гордость, которая пробуждается внутри страны, когда спортсмен этой страны выигрывает золотую медаль на Олимпийских Играх, или когда национальная футбольная команда завоевывает Мировой Кубок. И, рискну сказать, даже такому безобидному соревнованию, как конкурс песни Евровидения, так или иначе удается играть на наших эмоциях, если представитель нашей нации выступает исключительно хорошо или исключительно плохо. Сила национальной идентичности обнаруживается также чувством гордости, извлекаемого многими людьми из исторического, архитектурного и природного наследия их собственной нации, воплощенного в монументах, зданиях, городских и природных пейзажах, которые вместе составляют физический облик их страны. Многие люди также гордятся уникальным художественным и культурным наследием своего народа: национальной музыкой, живописью и литературой, созданными композиторами, художниками и писателями, которые жили и работали, в их стране. Многие нации также весьма гордятся своей политической системой и порядком государственного правления. Посмотрите на чувство гордости, которое многие американцы питают по отношению к своей демократии и праву на свободу слова, характеризующие политическую систему США, и на ту гордость, с которой многие французы смотрят на принципы свободы, равенства и братства, лежащие в основе политической системы Франции. Следующий феномен, демонстрирующий мощь национальной идентичности - та страстность, с которой некоторые люди отстаивают вопрос национального членства в наднациональной организации типа Европейского Союза. Эмоции, которые пробуждаются воспринимаемой угрозой существованию национальных учреждений, порой примечательны именно из-за их крайней интенсивности. Взрыв национализма в Восточной Европе, который разорвал на части страны типа Югославии и Советского Союза, демонстрирует силу и могущество чувства национальной принадлежности и национальных эмоций народов. Ужасные человеческие трагедии, произошедшие в экс-Югославии, показывают те крайности, к которым некоторые люди готовы прибегнуть во имя их национальной идентичности.

Одна из причин, почему наши национальные идентичности настолько мощны, может быть, та, что они обычно объективированы и материализованы. То есть, мы имеем тенденцию рассматривать нашу национальную идентичность не как искусственную и произвольную человеческую конструкцию, но как объективную реальность, которая является неизбежной и необходимой, способом, которым мир должен быть структурирован. Таким образом, мы имеем тенденцию рассматривать национальность как нечто «естественное» и «нормальное». Так, всякий раз, когда мы встречаем кого-либо впервые, мы делаем автоматическое предположение, что он или они должны иметь национальность, также, как они должны иметь мать и отца. Мы делаем это предположение отчасти потому, что, как указали авторы типа Giddens (1985) или Billig (1995, 1996), вся суша Земного шара, кроме Антарктиды разделена на национальные государства. Более того, каждая нация не сливается постепенно с окружающими ее нациями; но, напротив, каждая нация определяет собственную территорию с большой точностью. Поскольку фактически вся поверхность земли теперь разделена таким образом на национальные государства, мы думаем, что было бы очень странно и необычно, если бы кого-то не имел национальности, связывающей его, по крайней мере, с одним из этих национальных государств. В конце концов, каждый где-то родился. Однако, тот факт, что национальные государства и нации - не необходимый и неизбежный способ разделения физического и социального мира, но искусственные человеческие конструкции, окажется очевидным, как только мы вспомним, что появление национальных государств - очень недавнее приобретение в историческом развитии мира: исследования таких авторов, как Anderson (1983), Gellner (1983) и Smith (1986, 1991), показали, что национальные государства, как мы их сегодня знаем, появились лишь со времени эпохи Просвещения. Что же касается паспортов и контроля на границах - это уже фактически очень современные изобретения.

Вторая причина, почему наши национальные идентичности настолько мошны - та, что они необычайно всепроникающи (всеобъемлющи). То, что связано с нашей национальной идентичностью, пронизывает все стороны нашей повседневной жизни, от языка, на котором мы говорим, до пищи, которую мы едим, от телевизионных прогнозов погоды, до событий, о которых мы читаем в наших газетах, от одежды, которую мы носим, до образа жизни, который мы ведем, от типов пейзажей, к которым мы чувствуем любопытный вид эмоциональной привязанности, до характерной архитектуры зданий, в которых мы живем. Самая матрица, внутри которой протекает наша каждодневная жизнь, пронизана вдоль и поперек национальными практиками и характерными национальными чертами.

Однако, несмотря на все это наши национальные идентичности обычно невидимы для нас в нашей повседневной жизни: мы обычно просто не думаем о собственной национальной идентичности, когда занимаемся каждодневными делами. Однако, эта невидимость не означает, что наша жизнь не насыщена вещами, которые связаны с нашей национальной идентичностью. И сама осведомленность в отношении наших национальных особенностей и обычаев, конечно, возникает с особой живостью всякий раз, когда мы посещаем другую страну, где преобладают другие национальные особенности и обычаи.

Однако, я - возрастной психолог. По существу, большинство исследований, проведенных мной за мою карьеру, было сосредоточено г на развитии детей и подростков. Следовательно, в размышлениях относительно национальной идентичности, мой интерес состоит в том, как чувство национальной идентичности приобретается и развивается в течение детства и юности. Однако, чтобы понять природу этого процесса, я думаю, необходимо сначала понять, что именно дети приобретают в ходе этого развития.

Субъективное чувство национальной идентичности - чрезвычайно сложная психологическая структура.

Она состоит из сложной системы знаний и убеждений относительно национальной группы, а также обширной системы эмоций, чувств и оценок, касающихся национальной группы. Поэтому я хочу начать с того, чтобы отметить кое-что относительно природы национальной идентичности как таковой, чтобы мы могли оценить сложность того, чтодети приобретают по мере развития их национальной идентичности. Я хочу начать с некоторых когнитивных аспектов национальной идентичности, то есть знаний и убеждений, которые входят в чувство национальной идентичности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал