Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Половое поведение подростков
а) Методологические вопросы
При изучении полового поведения подростков встают специфические методологические проблемы как минимум трех уровней: составление выборки, репрезентативной для данной популяции, выбор методического инструментария и способ оценки достоверности ответов. При построении вероятностно-репрезентативной выборки мы рискуем столкнуться с отказом респондентов-подростков или их родителей. В силу этических соображений невозможно опрашивать подростков по данной теме без предварительного согласия их родителей. Недооценка этого факта может привести к серьезным артефактам, т. е. менее терпимые родители будут склонны намеренно умалчивать об этом согласии, в силу чего проявится положительная корреляция между уровнем родительской толерантности и степенью сексуальной опытности подростков (Schofield, 1965). Именно ошибка такого рода повлияла на результаты, полученные Соренсеном (Sorensen, 1973) при анкетировании 411 подростков в возрасте от 13 до 19 лет. Соренсен построил теоретическую выборку из 839 американских подростков. Подросткам и их родителям был предложен единый опросник из 540 вопросов о всех сторонах человеческой сексуальности. Около 50 % родителей высказались против участия своего ребенка в подобном анкетировании. Поскольку Соренсен включил в выборку 6 % подростков из тюрем и других мест заключения с относительно большим сексуальным опытом (Elias, 1969), неудивительно, что в целом он получил существенно отличные от других исследований результаты о количестве подростков, имевших опыт сексуальной жизни. При исследовании подростковой сексуальности используются две техники: интервью и опросник. Интервью более надежно, так как интервьюер может вовремя заметить демонстративную ложь респондента, очевидные противоречия или непонимания, связанные с незнанием специальной терминологии. Однако ситуация заполнения опросника лучше принимается подростком, поскольку избавляет его от волнения, неизбежного при интервьюировании, и гарантирует конфиденциальность ответов. Однако ни та, ни другая техника не избавляет от искажений, вызванных стремлением отвечать социальным ожиданиям; как правило, респонденты стремятся характеризовать свое половое поведение как соответствующее желательным образцам. Однако в исследовании сексуального поведения проблема доверия к ответам респондентов в целом стоит не более остро, чем в любых других. Степень достоверности ответов о сексуальном поведении высока, хотя и несколько ниже, чем о деликвентном (в том и в другом случае возможны ложные заявления, стремление действовать напоказ и т. д.). Гомосексуализм признается в 15 % случаев, мастурбация, признание которой среди других форм сексуального поведения вызывает наибольшее сопротивление подростков, — в 30 % случаев (Sorensen, 1973).
|