Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Родовая идентичность






 

Понятие родовой идентичности в основном включает в себя телесные аспекты представления о себе и о своем поле. Очень рано, до 5-летнего возраста, ребенок знает, что он мальчик или девочка, и проявляет свойственные своему полу предпочтения в выборе игрушек, одежды и т. д., ибо это интимное представление есть результат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации. Нет единого мнения по вопросу о том, предшествует ли становление родовой идентичности отождествлению с родителями своего пола. По Доуван, представление о поле предшествует идентификации с родителями, и они являются не единственным источником родовой идентичности. Влияние других взрослых и особенно детей может стать определяющим в присвоении телесных параметров Я. В конце концов, каковы бы ни были процессы, с помощью которых происходит интериоризация этих представлений, родовая идентичность является примитивной формой принятия телесного образа мальчика или девочки, который развивается и закрепляется очень рано.

Но в отрочестве, как мы это уже отмечали в IV главе, проблема родовой идентичности вновь оживляется, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. Наступление половой эре тети делает тело откровенно сексуальным для себя и окружающих и требует построения телесного образа Я. Эти проблемы вписаны в отрочестве в рамки принудительной системы соответствия нормам адекватного полового поведения, задаваемым обществом в целом, но особенно жестко — группой сверстников.

Социальное влияние на представление о родовой идентичности различно для разных полов. Принятие своей родовой идентичности представляется более трудным у мальчиков (Rosenbaum, 1979, Douvan, 1979): осознание половой принадлежности страдает амбивалентностью, сопровождается большим количеством гомосексуальных контактов, а также транссексуальных влечений. Этот факт объясняется по-разному. Беттельгейм (Bettelheim, 1971) утверждает, что если менструации являются четким знаком достижения женского статуса, то мальчики не располагают столь ясным показателем, что ведет к амбивалентности родовой идентичности. Теоретики процесса идентификации исходят из того, что начальные привязанности фиксируются на женском образе, поэтому у мальчиков сохраняются следы женской идентификации, осложняющие констатацию родовой идентичности. Это объяснение утверждает мысль о специфичности социального давления на мальчиков и девочек. Мужская идентичность четко определена посредством однозначных критериев, любое нарушение которых вызывает риск быть отвергнутым, в то время как у девочек выбор родовой идентичности разворачивается в более широком ролевом диапазоне. Но при этом у девочек образ тела в отрочестве испытывает гораздо большее социальное давление — в такой степени, что это представление распространяется на всю Я-концепцию, как мы это уже отмечали в III главе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал