Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие свойства юридического процесса
1) Процесс – выражение государственно-властной деятельности. Процесс – специфический способ осуществления государственной власти. Ст. 10 Конституции и ст. 118. 2) Процесс – динамическое понятие, означающее совокупность развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий. Эти действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса. некоторые административисты полагали, что содержание административной деятельности образуют исключительно действия ОГВ. Сорокин определял юридический процесс как совокупность действий властвующих органов. Не совсем точно отождествлять содержание процессуальной деятельности с деятельностью властвующих органов. Получается, что деятельность иных лиц никакого правового значения не имеет и содержание процесса не определяет (потерпевшего), но такая картина не соответствует фактическому положению дел. Именно в ходе процессуальной деятельности реализуется статус участников этой деятельности. В содержание процесса следует включать деятельность не только государственных органов. Но и иных участников процесса 3) Процесс – всегда деятельность по совершению операций с правовыми нормами, то есть при помощи специальных юридических правил, процессуальных норм, можно установить юридический состав, факт наличия или отсутствия правонарушения. Можно сказать, что юридический процесс – всегда разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела. Обычно в качестве юридического дела рассматривают либо правонарушения, либо споры о праве. Обстоятельства, с которыми связывают разрешения дела, предусмотрены законом и влекут определенные последствия. Например, в ст. 2.1 КоАП в самом общем виде определено, что следует понимать под административным правонарушением, эти обстоятельства определены. Разрешение дела характеризует процессуальную деятельность. 4) Результатом процессуальной деятельности является юридически властное решение, которое оформляется в соответствующих процессуальных документах. К их числу относится приговор и решение суда, постановление судьи и иные документы, которые выносят уполномоченные органы. Эти документы выполняют роль своеобразных юридических фактов, которые и определяют динамику процесса, движение дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до окончательного установления юридических последствий. Каждая стадия заканчивается принятием юридически значимого решения. Например, протокол о совершении административного правонарушения служит определенным юридическим фактом для наступления юридический последствий (движение дела). 5) Юридическому присуща наличие последовательно сменяющихся стадий. Стадии не просто следуют одна за другой. В каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности совершения предыдущих стадий. Для стадий процесса обязательны следующие компоненты: a. Относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии. b. Специфический состав действий c. Юридические документы, в которых отражается и закрепляются итоги совершенной в данной стадии. d. Определенный набор элементов В системе российского права традиционно выделяли две отрасли: ГПП и УПП. В 1849 году проф. Студеникин обосновал существование административно-процессуального права. Многие ученые соглашались с тем, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях, дел, вытекающих из административных правоотношений – административное судопроизводство. Однако утверждалось, что поскольку сфера применения этих норм небольшая, кроме того, законодательство того времени предусматривало осуществление правосудия только путем разрешения уголовных и гражданских дел, то места для административного производства просто нет. Об этом писали еще в 80-х годах. Сейчас изменилась законодательная база, и в Конституции определено, что административное судопроизводство – одно из средств осуществления СВ в РФ. Неразработанность правовых норм в этой сфере приводит некоторых к тому, что административный процесс – форма реализации исполнительной власти. Еще одним видом юридического процесса является конституционное производство. Проф. Витрук рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции КС РФ. Его монография Конституционное правосудия есть в библиотеке. Ученые придерживаются точки зрения о том, что конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли: судебное конституционное право и судебный конституционный процесс. Точка зрения небесспорная. Он рассматривает конституционный процесс как подотрасль конституционного права. Это нормы, устанавливающие статус КС, статус его судей. Судебный конституционный процесс по мнению Витрука – система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в КС. Шейфер: лучше именовать это конституционным судопроизводством. Так что существуют юрисдикционные правоприменительные процессы: гражданский, уголовный, конституционный и административный.
|