Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие административного процесса как вида юридического процесса






Вопрос о сущности административного процесса является сложным и дискуссионным. До настоящего времени ни в теоретическом, ни в законодательном плане эта проблема не разрешена. С 60-х годов ведется дискуссия. Сложилось два подхода.

1) Административный процесс рассматривается как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными органами государства. Это означает, что под понятие процесса подпадает совокупность всех действий, совершаемых государственными органами, должностными лицами для реализации возложенных на них задач и функций. В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности. Сторонники этой концепции (проф. Сорокин, Грошенев, Бахрах, Лунев): Лунев: административный процесс всегда имеет место там, где осуществляется деятельность административных органов. такой подход связан с тем, что административный процесс рассматривался учеными как форма, способ реализации ИВ. Проф. Панова (член ВАС) определяла административный процесс как специфический способ осуществления исполнительной власти (странно это слышать от судьи).

В настоящее время изменилась законодательная база, что дает основания для корректировки позиции. Действующее российское законодательство не содержит основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. речь может идти лишь о частичной регламентации тех или иных видов управленческой деятельности, то есть речь идет о регламентации различного рода административных процедур и соответствующих им административных правил. Следует согласиться с Салищевой: это не позволяет отождествлять эту деятельность с деятельностью процессуальной. Она впервые разделила деятельность на процедурную (положительная деятельность администрации)и собственно процессуальную.

2) Процессуальная деятельность как деятельность чисто юрисдикционная. Впервые эта концепция прозвучала в работе Салищевой Н.Г. в 1964 году. Она определила административную юстицию и административный процесс как рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения. Узкое представление об административном процессе аналогично содержанию понятий уголовный и гражданский процесс. В обоих случаях за основу берется осуществление правоохранительной функции, и процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по административным делам.

Проф. Демин отмечает особенности административного процесса:

1) Публичный характер. Проявляется не только в сущности процессуальных отраслей права, но и в публичном характере материальных правоотношений, спор о которых разрешается

2) Особый состав спорящих сторон. Одно из них – всегда орган власти или ДЛ.

3) Наличие спора. Спор должен быть выражен вовне: иск, жалоба, заявление.

4) Трехсторонний характер правоотношения: лицо, обращающееся в суд, орган власти или ДЛ, чье действие или решение обжалуется, наличие лица, разрешающего спор. Этот признак позволяет отличить процедурные отношения от процессуальных.

5) Письменное и устное ведение дела

6) Бремя доказывания в споре лежит на властной стороне: действует презумпции виновности администрации, если действие вызывает спор.

Эти особенности действительно характеризуют административный процесс.

Синтезируем все сказанное.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал