Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Monsieur Bergson au collège de France






Fondé en 1530 par Franç ois Ier, le Collè ge de France apparaî t comme une
des institutions les plus vé né rables de notre pays. A l'origine, seuls le latin, le
grec et l'hé breu y é taient enseigné s. Mais peu à peu toutes les branches du
savoir humain y furent repré senté es.

Si les cours du Collè ge de France sont ouverts à tous, en gé né ral ils n 'attirent
pas les foules. D'au l'ironie à peine feinte, avec laquelle JÉ RÔ ME Et JEAN
THARAUD dé crivent l'engouement de ce public de snobs qui se pressaient aux
confé rences, pourtant austè res, du cé lè bre philosophe Henri Bergson.

Cette communion, c'en é tait une, avait lieu le vendredi, Ce jour-là,
s'alignait devant le Collè ge de France une file de voitures é lé gantes,
comme aux jours de premiè re devant le Thé â tre-Franç ais ou l'Opé ra-
Comique. On ne sait trop pourquoi, aux environs de 1905, la philosophie
des Donné es immé diates de la Conscience1 é tait devenue à la mode dans
les salons parisiens. Avec é tonnement, M. Leroy-Beaulieu, cé lè bre
é conomiste, qui faisait ses leç ons dans la mê me salle que M. Bergson et
immé diatement avant lui, voyait son amphithé â tre, ordinai-rement presque
vide, se peupler par miracle d'une foule inattendue. C'é taient les é tudiants
d e Sorbonne ou les clercs de Saint-Sulpice2, qui se condamnaient à regar-
der pendant une heure sa bonne figure de chien d'aveugle qui tient une
sé bile, pour ê tre sû rs d'avoir une place au cours du philosophe, et aussi de
Pauvres.hè res et des valets de pied qui retenaient des places pour les
femmes du monde é prises de mé taphysique.


J'y venais, moi aussi, quelquefois pour voir M. Bergson jongler avec des
œ ufs, sans jamais en casser un seul devant cet é tonnant public. Cette image
d'ailleurs n'est juste qu'à demi, car M. Bergson pariait les mains jointes, les
index allongé s et appuyé s par le bout l'un sur l'autre, et sans faire d'autre
geste que de fendre l'air doucement avec la pointe de ses doigts; mais elle
exprime tant bien que mal ce que je trouvais de pré cision aé rienne dans le
jeu de son esprit., N'ayant nullement, comme Pé guy3, l'appé tit
mé taphysique, j'admirais surtout chez ce maî tre le discours si subtil, où des
images rares et charmantes é taient tissé es dans la trame de l'analyse
philosophique, é taient cette analyse elle-mê me. Pendant une heure, il
m'entraî nait dans l'ivresse la plus agré able. Des choses compliqué es et
lointaines paraissaient toutes faciles et proches. Au sortir de la leç on,
j'ignore si les belles personnes qui regagnaient leur voiture é taient plus
heureuses que moi, mais dè s que l'enchantement de la parole avait cessé,
j'é prouvais toutes les peines du monde à ramasser la substance de ce que
j'avais entendu, tellement cette pensé e fluide me semblait lié e intimement
à l'expression et aux mots. Chaque fois que je m'y essayais, j'avais
l'impression d'abî mer une œ uvre d'art parfaite et de me ré citer des vers
faux*.

J. et J. THARAUD. Notre cher Pé guy (1926),
Примечания:

1. " Непосредственные данные сознания" (1896), одно из наиболее известных про-
изведений А.Бергсона. 2. Духовная семинария, находившаяся тогда на площади Сен-
Сюльпис недалеко от Латинского квартала. 3. Друг и соученик автора по Эколь Нор-
маль (Высшей педагогической школе).

Вопросы:

* En quoi consiste l'ironie lé gè rement irré vé rencieuse de ce passage?


VIII. Религия

Хотя уже более полувека назад католицизм изрядно утратил влия-
ние на Францию и, пожалуй, его позиции у нас не так сильны, как в
Испании или Италии, душа француза тем не менее остается душой
христианской. Большинство нации связано с церковью, и не так уж
много семей, где ребенок не был бы окрещен и не получил бы первое
причастие, где гражданский брак не подтверждался бы венчанием и
где умирающий не получал бы соборования. Французское духовенст-
во, отличающееся достоинством и служащее примером своим прихо-
жанам, многочисленно и влиятельно; при папском престоле оно пред-
ставлено шестью кардиналами; ему присуще обостренное чувство со-
циальной справедливости; оно посылает миссионеров в самые даль-
ние уголки земли; почти в каждой деревне у нас существует храм, и
церковь, несмотря на конкуренцию светского образования, имеет не-
мало школ, коллежей и институтов, дающих основательное религиоз-
ное образование.

Дело в том, что наша страна очень рано приняла христианство.
Оно стремительно распространялось, и когда в конце V века Хлодвиг
принял крещение, королевская власть получила бесценную опору.
Опору, которая неизменно усиливалась и была окончательно упроче-
на в царствование Карла Великого. С тех пор Францию можно счи-
тать страной по сути своей католической, и степень ее участия в кре-
стовых походах показала, сколь значительное место она занимает в
христианском мире. Посему, несмотря на серьезные раздоры, что по-
рой разделяли ее духовенство, она, как и раньше, почитается старшей
дочерью Святой Церкви.

Французский католицизм блистательно проявил себя во всех сфе-
рах религиозной жизни. Франция дала миру святых мучеников —
св. Иринея и св. Бландину; основателей монашеских орденов —
св- Бернарда и св. Венсана де Поля; реформаторов — мать Анжелику
и аббата де Ранее; святых — Женевьеву Парижскую, Жанну д'Арк,
Бернардетту Лурдскую, Терезу де Лизьё; проповедников — Боссюэ
и Бурдалу; теологов — св. Ансельма; пламенных миссионеров —


кардинала Лавижери и отца де Фуко. Католицизм вдохновлял людей
на строительство соборов и церквей. Вдохновлял великих музыкантов
и живописцев. Вдохновлял гениальных писателей от Паскаля до Кло-
деля. Дал миру папу — Герберта Великого, принявшего после избра-
ния на святейший престол имя Сильвестра II, и короля-святого —
Людовика IX.

После II Ватиканского Собора католицизм получил во Франции
новый импульс. В стране проводится множество исследований, изда-
ется множество книг, цель которых — уточнить взаимоотношения
современного человека и религии. Проводятся коллоквиумы и конфе-
ренции экуменистической направленности для установления более
тесных связей, в частности, с протестантами. Предметом серьезных
дискуссий становится положение священника в нынешнем обществе.

Развитие католицизма не прекращается и, наверное, никогда не
прекратится. Франция играла и впредь будет играть важную роль в
обновлении христианства.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал