Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монетарная политика национального банка
Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквивалента, поскольку выделение всеобщего эквивалента особого рода является законом любого товарного производства. Деньги как таковые влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, создавая деньги и проводя в жизнь соответствующую монетарную (денежно-кредитную) политику. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и умеренной инфляцией. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации экономики. Центральный банк — главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национального экспорта. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции. В целях поддержания конъюнктуры оно использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Монетарная политика осуществляется косвенными и прямыми методами. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на соотношение между спросом на ссудный капитал и его предложением, стремится достичь определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, изменений в объемах кредитных операций, условиях кредитования. На втором этапе изменения, которые произошли в финансовых факторах, автоматически переносятся в сферу производства, либо способствуя его развитию, либо сдерживая его. Соответственно двум этапам денежно-кредитной политики ее цели подразделяются на промежуточные (установление определенного уровня процентной ставки, объема денежной массы и пр.) и конечные (достижение оптимальных показателей ВВП, занятости, Темпов роста цен). К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся: учетная ставка, резервная норма и операции на открытом рынке. Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования и активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. При необходимости центральный банк может предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но нуждаются в ссуде. За предоставленную ссуду коммерческий банк обязан заплатить кредитору процент, называемый учетной ставкой (дисконтом). Предоставляя коммерческому банку ссуду, центральный банк увеличивает его общие, в том числе избыточные, резервы. В результате появляется возможность расширить кредит населению и денежная масса в обращении увеличивается. Рост учетной ставки ведет к тому, что коммерческим банкам невыгодно брать дорогие кредиты у центрального. В результате замедляются темпы роста кредитных денег, уменьшаются резервы коммерческих банков. Уменьшение предложения денег повышает ставку ссудного процента, фирмам и населению становится невыгодно брать кредиты. Как следствие, происходит уменьшение денежно-кредитной массы в обращении. Изменение резервных норм является эффективно действующим, но редко применяемым инструментом денежно-кредитной политики. Политика обязательных резервов является методом кредитного регулирования, основанного на необходимости хранения части резервов в центральном банке. Сумма средств, хранимых на специальных счетах (обязательный резерв), устанавливается в процентном отношении к величине депозитов банка. Изменяя резервную норму, можно расширять или сокращать кредитно-денежную массу в обращении. Если центральный банк ставит цель уменьшить ее, резервная норма увеличивается. В ответ на это банки могут пойти по одному из двух путей. Первый путь состоит в том, что обязательные резервы остаются прежними, но уменьшается объем ссуд, что в конечном счете приводит к уменьшению денежной массы в обращении. Второй путь заключается в увеличении обязательных резервов. Для того чтобы изыскать свободные денежные средства, банки будут продавать облигации, требовать возврата ранее взятых ссуд. Покупатели облигаций будут снимать деньги с депозитов. В результате объем депозитов уменьшится и способность банков создавать новые деньги снизится, после чего предложение денег сократится. Если центральный банк ставит задачу увеличить предложение денег, он снижает норму обязательных резервов. Гибким и эффективным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Центральный банк постоянно использует их в качестве главного оперативного средства регулирования рынка ссудных капиталов. Сущность операций состоит в покупке-продаже государственных ценных бумаг. Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Для увеличения предложения денег центральный банк покупает ценные бумаги, для уменьшения — продает их. Механизм воздействия таков. Для того чтобы увеличить денежную массу в обращении, центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет увеличивать количество кредитных денег, больше выдавать ссуд. В результате предложение денег возрастает. , Если центральный банк покупает облигации у населения, он платит ему за ценные бумаги чеками. Человек передает чек своему коммерческому банку, который предъявляет его к оплате центральному банку. Последний оплачивает его, увеличивая резервы коммерческого банка, что приводит к росту его резервов и возможности создания новых денег. Таким образом, когда центральный банк покупает ценные бумаги, он увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к появлению дополнительных денег. При продаже ценных бумаг банкам и населению процесс протекает в обратном направлении: резервы коммерческих банков сокращаются, уменьшая предложение денег. Рассмотренные инструменты относятся к общим методам денежно-кредитной политики. Кроме них используются селективные (второстепенные) методы контроля над денежной массой. Это могут быть прямые ограничения размеров кредитов в тех или иных отраслях, ограничения потребительского кредита и т.д. На практике при проведении денежно-кредитной политики центральный банк использует всю совокупность имеющихся инструментов. Типы денежно-кредитной политики. В зависимости от целей, поставленных центральным банком, различают политику " дорогих денег" и " дешевых денег". Если в экономике наблюдаются недогрузка производственных мощностей и высокий уровень безработицы, принимается решение о необходимости увеличения предложения денег, т.е. проводится политика " дешевых денег". Большее количество денег у предприятий и населения стимулирует совокупный спрос, способствует развитию производства и росту занятости населения. Политика " дешевых денег" проводится следующим образом: во-первых, центральный банк совершает покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков; во-вторых, не проводится понижение учетной ставки; в-третьих, в законодательство вносятся изменения, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличиваются избыточные резервы системы коммерческих банков, а так как они являются основой увеличения коммерческими банками денежного предложения путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения ведет к понижению процентной ставки, что вызывает рост инвестиций и увеличение равновесного валового внутреннего продукта. Из вышесказанного можно сделать заключение, что задача политики " дешевых денег" — сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке, увеличивать резервную норму, повышать учетную ставку. Такую систему мер называют политикой " дорогих денег". В результате денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики " дорогих денег" заключается в ограничении предложения денег, т.е. в снижении доступности кредита и увеличении его издержек с тем, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Следует обратить внимание на и на то, что осуществление денежно-кредитной политики определенного типа позволяет решить одну их двух проблем: инфляции или безработицы. Решение проблемы инфляции путем сокращения предложения денег в краткосрочном периоде может повлечь за собой появление безработицы, так как сокращается инвестирование производства. И наоборот, в процессе решения проблемы занятости путем роста предложения денег, а следовательно и инвестиций, может произойти скачок в уровне цен. Денежно-кредитная политика имеет как сильную, так и слабую сторону. Положительными чертами являются: быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время в связи с обсуждением в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку; изолированность от политического давления в развитых странах; мягкость по сравнению с фискальной политикой, в связи с чем представляется более приемлемой в политическом отношении. Существует и ряд негативных моментов. Так, политика " дорогих денег", если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег с целью снижения уровня инфляции. Политика " дешевых денег" может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. В такой ситуации применение данной политики окажется малоэффективным. Описанное явление называется циклической асимметрией, причем они может оказаться серьезной помехой кредитно-денежному регулированию во время депрессии. При более благоприятных условиях повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения. Другой негативный момент, отмеченный неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию к изменению в направлении, противоположном предложению денег, в силу чего замедляются или полностью прекращаются вменения в предложении денег. Когда же предложение денег ограничивается, скорость их обращения склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются меры к увеличению предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при " дешевых деньгах" скорость обращения денег снижается, при обратном процессе политика " дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения.
|