Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов, полученных в ходе исследования
Основу работы составили исследования, проведенныев3-4-х классахобщеобразовательной школы. Была исследована группа детей из 20 человек средний возраст 9 лет. Общая выборка подростков разделена на две группы - по 10 человек (мальчики и девочки). Результаты диагностики страхов у младших школьников по опроснику А.И. Захарова выглядят следующим образом: В норме средний показатель в данной возрастной группе у мальчиков равен 8, у девочек 11. В среднем количество страхов, как у мальчиков, так и у девочек превышает среднюю норму. У мальчиков средний показатель равен 7, 4 (норма 8), у девочек средний показатель равен 10, 8 (норма 11).[9] В процентном соотношении выявленные страхи детей сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Процентное соотношение присущих детям страхов
Основные страхи, как у мальчиков, так и у девочек это - страх умереть, страх того, что умрут родители, страхи стихии, страхи высоты, огня, пожара, войны, боли. Девочки отмечают кроме общих с мальчиками страхи нападения, страх опоздать в школу, страшных снов, страхи животных, крови. Таким образом, выявлено, что у детей присутствуют как природные страхи, такие как страх боли, стихии, страх смерти, так и страхи социальные - страх других людей, страх опоздать в школу. Причем социальные страхи наиболее выражены у девочек. Например, если среди мальчиков только 40% боится опоздать в школу, то среди девочек показатель выше в 2 раза - 80%. Также по отношению к мальчикам у девочек остальные виды страхов также наиболее интенсивно выражены. При исследовании уровня тревожности (методика Спилбергера) были получены следующие результаты: Полученные показатели выглядят следующим образом (таблица 2): Низкие показатели по шкале «личностная тревожность» набрали 30% испытуемых от общего количества группы; средние, или умеренные - 30%; высокие показатели - 40% детей. Таким образом, самое большое количество из опрошенных - это дети с высоким уровнем личностной тревожности. По шкале «ситуативная тревожность» самые высокие показатели обнаружены у одной трети из опрошенных. Половина детей показали средний уровень ситуативной тревожности, и лишь 20% - низкий уровень.
Таблица № 2 Показатели тревожности по Спилбергеру
При исследовании уровня тревожности (методика Филлипса) были получены следующие результаты: В ходе исследования определялись: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Полученные результаты сведены в таблицу 3.
Таблица 3 Показатели тревожности по методике Филлипса
Из полученных результатов видно, что проблема с различными видами проявления тревожности наиболее выражена у девочек. У них больше страхов в ситуациях взаимодействия с учителями и сверстниками. У мальчиков проблема неудовлетворенности в достижении успехов и низкая сопротивляемость стрессу. Но и в остальных проявлениях тревожности у мальчиков также проявляются определенные проблемы. Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что у детей тревожность выражена весьма интенсивно, у девочек проявляется сильнее по некоторым показателям. У мальчиков также имеются проблемы с проявлением тревожности. Подводя итог, можно сказать, что тревожность оказывает специфическое влияние на психическое состояние ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими. Тревога неадекватная ситуации по длительности или интенсивности препятствует формированию адаптивного поведения в различных жизненных ситуациях. Причиной возникновения высокой тревожности у ребенка могут быть различные факторы, как социальные, так и психологические. Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации и наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
|