![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение А. Грегори Бэйтсон (1973) предложил классификацию раз-1 личных логических уровней обучения, основанную на ман тематической теории логических типов Бертрана
Уровни обучения Грегори Бэйтсон (1973) предложил классификацию раз-1 личных логических уровней обучения, основанную на ман тематической теории логических типов Бертрана Рассел-' ла, который утверждал, что класс вещей не может быть членом самого себя. Центральный тезис этой теории глан сит, что существует прерывность между классом и его член нами. Класс не может быть членом самого себя, и при этом член не может быть классом, поскольку термин, использо-1 ванный для класса, имеет другой уровень абстракции — другой «логический тип», — отличающийся от терминов, использованных для членов. К примеру, класс четных чисел не может сам быть чет-1 ным числом; класс кошек не может быть кошкой. Анало-1 гично одиночный экземпляр кошки не может быть клас-1 сом кошек. Бэйтсон применил эту логическую теорию к биологии и к науке о поведении. Ткань, которая создана группой клеток, к примеру, является другим логическим уровнем, чем индивидуальные клетки, мозг — не то же саг мое, что мозговая клетка. Оба они могут производить друг друга посредством косвенной обратной связи — то есть функционирование и связи целого мозга могут воздейст-' вовать на поведение одиночной мозговой клетки, а дейст-1 вие одиночной мозговой клетки способствует цельному функционированию мозга. Действительно, клетка, можно сказать,, проявляет себя через остальную часть мозговой структуры. В поведении человека Бэйтсон выделил серию уровней обучения — каждый отвечает за создание корректирующих изменений и усовершенствований в другом классе обучен ния, в котором он действует. «Нулевое обучение» характеризуется спецификой реак^ ции [то есть, имея определенное поведение в определенной среде — РД], которая — верно или неверно — не подпадает под коррекцию. «Обучение I есть изменение в специфике реакции через коррекцию погрешностей выбора в пределах набора алъ^ тернатие. Обучение II — изменение в процессе Обучения I, к примеру, коррективное изменение в наборе альтернатив, из кото^ рых сделан выбор, или это изменение в периодическом на^ рушении последовательности. Обучение III — изменение в процессе Обучения II, к примеру, коррективное изменение в системе наборов альтернат тив, из которых сделан выбор». В этой схеме простой механический рефлекс обозначен Нулевым обучением. Привыкание, поведенческая обу-1 словленность и психомоторное обунение являются дейст-1 виями, касающимися специфичесмих поведенческих ant.-1 тернатив, — Обучение I. Перцептивное обучение, сбор на-1 выков скрытого обучения и моделирование относятся к действиям, которые адресуют наборы альтернатив, — Обучение П. Обучение по типу инсайта и «импринта» от-1 носятся больше к установлению изменения целых систем альтернативных поведений — Обучение III. Ш В логических уровнях НЛП Бэйтсона обучение выра-1 жено в смысле следующих категорий: A. Кто я— Личность. Миссия. Кто? Б. Моя система убеждения — ценности и значения. Разрешение и мотивация. Зачем? B. Мои способности — стратегии и состояния. Карты и планы. Как? Г. Что я делаю или сделал — особые поведения. Действия и реакции. Что? Д. Моя среда — внешние стимулы. Связи и способности. 1де? Когда? Уровень среды включает некоторые внешние стимулы и условия, в которых происходит наше поведение. Поведе-1 ние без какой-либо внутренней карты, плана или страте-1 гии все равно что просто рефлекторные реакции, привыч-1 ки или ритуалы. На уровне способностей мы в состоянии выбирать, изменять и адаптировать класс поведений в сто-1 рону более широкого набора внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей мы можем ободрять, запрещать или обобщать специфическую стратегию, план или задум-1 ку. Личность, безусловно, объединяет всю систему убежде-1 ний и ценностей в ощущение самости. Пока каждый уро-1 вень все более абстрагируется от специфики поведения и сенсорного переживания, это все более широко воздейст-1 вует на наше поведение и ощущение. Теперь подытожим: • Факторы окружающей среды определяют внешние воз-1 можности, на которые приходится реагировать инди-1 виду. Относится к где и когда обучения. • Поведение сделано из нескольких действий или реак-1 ций, осуществляемых в пределах среды. Относится к что обучения. • Способности ведут нас и направляют поведенческие действия через мысленную карту, план или стратегию. Относится к как обучения. • Убеждения и ценности предоставляют усиление (моти-1 вацию и разрешение), которое поддерживает или от-' вергает способности. Относится к зачем обучения. • ■ Факторы личности определяют глобальную цель (мис-1 сию) и формируют убеждения и ценности через наше самоосмысление. Относится к кто обучения. Различные уровни обучения и переживаний отражены в наших речевых моделях. Следующие предложения явля-1 ются потенциальными примерами различных уровней ре^ акции на учащегося, провалившего экзамен по спеллингу A. Личность — «Вы — глупый человек*. Б. Убеждение — «Если не можете делать спеллинг, вы не сможет хорошо учиться в школе». B. Способность — «Вам не удается спеллинг». Г. Определенное поведение — «Вы провалили этот экза^ мен». Д. Среда— «Шум в классе затрудняет проведение экзамена». Приложение Б Краткое изложение стратегий обучения
|