Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индуктивные методы установления причинных связей






В основе всеобщей связи вещей и явлений объективного мира лежит причинность, содержащая в своём составе две стороны – причину и следствие.

Под причиной понимают явление которое вызывает к жизни другое явление – следствие. Всеобщая взаимосвязь явлений означает, что два явления, связанные причинной зависимостью в некий комплекс «причина – следствие», не существуют изолированно. Возникают цепочки причинно-следственной зависимости, где причины сами являются следствиями других причин, а следствия – причинами других следствий и т.д.

Поиск причин является трудоёмким исследовательским процессом, который имеет свои закономерности. В логике они называются методами выявления причинной зависимости.

Метод единственного сходства. Выводы основаны на правиле: если в двух или более случаях возникновения некоторого явления среди предшествующих ему обстоятельств находится одно общее для всех случаев обстоятельство, а остальные – различны, то это общее обстоятельство и является, очевидно, причиной данного явления.

В общей форме умозаключение по методу единственного сходства выглядит так:

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
АВС предшествует а АМК предшествует а .. .. .. АРЕ предшествует а
Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.

Пример: коррумпирование правоохранительных органов ставится в прямую зависимость от размера оплаты труда сотрудников на том основании, что подкуп является единственно постоянно присутствующим фактором в ряду других: моральной, психологической и идейной неподготовленности определенной части сотрудников, отсутствия должного контроля за деятельностью сотрудников в подразделениях, недостаточности средств социальной защиты сотрудников и т.д.

Метод единственного различия основан на сравнении двух ситуаций: когда исследуемое явление возникает и когда оно не возникает. Если случай, в котором явление возникает, и случай, в котором оно не возникает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, то это единственное обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.

В общей форме ход рассуждения имеет следующий вид:

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
АВС вызывает а ВС не вызывает а
Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а

Пример: Ограблена спортивная база. Подозреваются четыре человека (граждане А., Н., К., и Р), поскольку у них найдены части спортивного инвентаря. Но в помещение можно было проникнуть через узкий лаз, в который ни один из подозреваемых по размерам тела не проходил. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие ещё одно лицо. Впоследствии было установлено, что им оказался М.

Метод (соединенный) сходства и различия основывается на том, что в экспериментальном исследовании многократные повторения позволяют сравнивать случаи, когда явление возникает, с теми, когда оно не возникает. Если в первых случаях имеется такое, что отсутствует в случаях, когда явление не возникает, то вероятно, это обстоятельство и есть причина исследуемого явления.

Схема метода такова:

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
1. АВС ā 2. АДЕ ā ... ... ... n АМК ā n+1 -- ВС - n+2 --ДЕ - ... ... ... n+n -МК -
Вероятно, обстоятельство А есть причина явления ā

Метод сопутствующих изменений подчиняется правилу: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго.

Схема рассуждения:

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
АВС предшествует а А1ВС предшествует а1 А2ВС предшествует а2
Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а.

Пример: В течение длительного времени отличалось, что высота морских приливов и их периодичность связана с изменениями положения Луны. Наибольшие приливы бывают в дни полнолуний и новолуний, наименьшие – в дни, когда линии, мысленно проведенные от Земли к Луне, а от Луны к Солнцу, образуют прямой угол. На основе этого был создан вывод: что изменение положения Луны вызывает изменения морских приливов и отливов.

Методом сопутствующих изменений пользуются в тех случаях, когда предшествующие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга, т.е. когда нельзя применять метод единственного различия. Например, для уголовно-правового законотворчества проблемой является установление зависимости между строгостью уголовной ответственности и установками определенного круга лиц на совершение определенных видов преступления. Или же необходимо установить связь между ростом позитивной мотивации на выполнение сотрудниками милиции их служебных обязанностей и изменением размеров денежного содержания сотрудников.

Метод остатков определяет: если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.

Схема рассуждения:

Наблюдаемые обстоятельства Сложное действие, причина которого устанавливается
АВС вызывает а в с
А вызывает а
В вызывает в
Вероятно, обстоятельство С есть причина явления с.

Метод остатков есть умозаключение от некоторой совокупности к её элементам или частям. Примером межет служить судебное исследование, в ходе которого устанавливается степень и характер участия каждого из подозреваемых в совершении преступления, а значит, - определяется мера ответственности каждого.

С помощью этого метода была открыта планета Нептун. Выясняя причины отклонения движения планеты Уран от вычисленной, установили, что частично это объясняется влиянием других планет, уже известных. Но часть отклонения оставалась необъясненной. Высказали предположение, что существует неизвестная планета, которая влияет на отклонение. Астроном Леверье с помощью вычислений определил положение этой планеты, а затем её открыли и назвали планетой Нептун.

Рассмотренные методы установления причинных связей чаще всего применяются не изолированно, а в сочетании, дополняя друг друга.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал