Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий






Название Характеристика
Вероятность   -классическая (Б.Паскаль, Я.Бернулли, П.Лаплас) -статистическая (К.Поппер, М.Бунге, Р.Мизес, Г.Рейхенбах) -логическая (Р.Карнап, Р.Джеффри)   Количественная мера возможности появления некоторого события при определенных условиях -отношение числа благоприятствующих случаев к общему числу всех равновозможных -численное значение степени возможности появления случайного массового события при длительных испытаниях. -отношение между посылками и заключением правдоподобного рассуждения, основывающееся на использовании аксиом исчисления вероятностей; это – степень рациональной, или разумной, веры в гипотезу.
Индуктивная логика Учение о гипотетических (вероятностных) умозаключениях, использующее специальные методологические средства для повышения степени правдоподобности выводов.
Индукция Умозаключение от отдельных фактов к обобщающим выводам
Метод единственного сходства 1. АВС вызывает а 2. АДE вызывает а 3. RFA вызывает а Вероятно, А есть причина а   Есть выводы, основанные на правиле: если в двух и более случаях возникновения некоторого явления среди предшествующих ему обстоятельств находится одно общее для всех случаев, а остальные обстоятельства различны, то это общее обстоятельство является, вероятно, причиной этого явления.
Метод единственного различия 1. АВСДЕ вызывает а 2. ВСДЕ вызывает а Вероятно, А есть причина а   Есть выводы основанные на сравнении, по крайней мере, двух случаев, в одном из которых интересующее нас явлений происходит, а в другом – нет. Единственный признак (фактор), которым один случай отличается от другого, будет, вероятно, причиной появления или отсутствия данного явления.
Метод сходства и различия (соединенный) 1. АВС ā 2. АДЕ ā ... ... ... n АМК ā n+1 -ВС - n+2 -ДЕ - ... ... ... n+n -МК - Следовательно, обстоятельство А есть причина явления ā Есть выводы, применяемые в эмпирическом (экспериментальном) исследовании, основанные на сравнении некоторых групп, каждая из которых образована на принципе наличия у неё некоторого общего признака, и по наличию или отсутствию у этих групп общего признака делают заключение о причине явления.
Метод сопутствующих изменений 1. А1ВС вызывает а1 2. А2ВС вызывает а2 3. А3ВС вызывает а3 Вероятно, А есть причина явления а Выводы, основанные на правиле: если какое-либо явление изменяется каждый раз, когда изменяется одно из предшествующих ему обстоятельство, а другие остаются неизмененными, то это обстоятельство находится в причинной зависимости с исследуемым явлением.
  Метод остатков 1. АВС вызывает авс 2. В вызывает в 3. С вызывает с Вероятно, А есть причина явления а   Выводы, основанные на анализе сложных (или составных) причин явлений, направляющие исследование на поиск неизвестного обстоятельства, точно предсказывая его существование.
Научная индукция Неполная индукция, в которой кроме формального дается реальное основание вывода благодаря использованию научной методологии и путем доказательства неслучайности наблюдаемой регулярности (индукция через отбор и индукция на основе общего).
Обоснование Рассуждение, направленное на подтверждение истинности либо ложности какого-либо утверждения.
Обратная дедукция В1, В2, …..Вn ║ =А, если и только если, АI=ВL, LВ2L…Вn и │ ¹ Ø А, │ =В1L, LВ2….LВn, (n ³ 1), По Платону: индукция; по Аристотелю: обобщающая индукция, т.е. переход от знания о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах этого класса. Современная логика: один из видов индуктивных умозаключений, подчиняющийся методологическим правилам: 1) необходимо находить разнообразные следствия; 2) необходимо находить наиболее сильные следствия; 3) необходимо выводить «неожиданные» следствия.
Обобщающая индукция     -полная обобщающая индукция   -неполная обобщающая индукция (нестатистическая) -неполная обобщающая индукция (статистическая) Умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса или о подклассе класса к знанию о всех предметах класса или о классе в целом. -умозаключение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее исследование каждого предмета этого класса. -умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса. -умозаключение, заключение которого представляет собой утверждение о частоте наступления некоторого явления или о частоте повторяемости некоего признака в пределах определенного множества предметов и явлений. Тем самым совершается перенос относительной частоты появления признака с некоторого класса на более широкий класс.
Популярная индукция (энумеративная) Неполная индукция, при применении которой не используется научная методология: вывод о принадлежности какого-либо признака всему классу предметов на основании случайного наблюдения некоторой их части (индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречащего случая).
Причина и следствие Причина есть явление, которое в определенных условиях порождает другое явление, называемое следствием, действием причины; следствие есть явление, порождаемое причиной.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

I.Определить вид индукции:

Все моржи – водные млекопитающие.

Все ушастые тюлени – водные млекопитающие.

Все настоящие тюлени – водные млекопитающие.

Моржи, ушастые тюлени, настоящие тюлени представляют семейство ластоногих.

Все ластоногие – водные животные.

1. полная; 3. популярная; 5. через анализ и отбор фактов;

2. неполная; 4. научная;

II. С помощью какого вида индукции получены следующие общие высказывания?

1) Хорошая организация дела – половина успеха.

1.полная; 3.через анализ отбор фактов;

2.популярная; 4.научная;

5) Лекарственное растение шалфей помогает ликвидировать воспалительный процесс.

1.научная; 3.через анализ и отбор фактов; 5. неполная;

2.популярная; 4.полная;

6) Курение вредно для здоровья.

1.полная; 3.научная;

2.неполная; 4.популярная;

7) Всем растениям для жизни нужна влага.

1. научная; 3. полная;

2. через анализ и отбор фактов; 4. неполная;

III. Популярная индукция – это:

1.Разновидность неполной индукции.

2.Разновидность индукции через анализ и отбор фактов.

3.Не является индуктивным умозаключением, так как зачастую выражается в форме народных примет и суеверий.

4.Индукция, основанная на житейском опыте и здравом смысле.

I V. Выберите из перечисленных ниже признаков те, которые отличают научную индукцию:

1. Введение логических следствий и их подтверждение (проверка)

2. Эмпирическое обоснование утверждений

3. Выработка дополнительных методов повышения вероятности обосновываемого положения.

4. Целевое обоснование утверждений

5. Использование научной методологии

V. Определите, в каких из перечисленных ниже случаях имеет место полная индукция?

1. Острые углы имеют вершину. Прямые углы имеют вершину. Тупые углы имеют вершину. Следовательно, все углы имеют вершину.

2. В нашем лесу растут ель, пихта, береза, сосна, осина, дуб. Следовательно, наш лес – смешанный.

3. Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун имеют шарообразную форму. Следовательно, все тела солнечной системы имеют шарообразную форму.

VI. В каком из приведенных примеров индуктивный вывод более вероятен?

1. Все жители Африки хотят счастья. Все жители Северной и Южной Америки хотят счастья. Население Австралии, Новой Зеландии, островов Океании, исследователи Антарктиды хотят счастья. Значит, все люди на Земле хотят счастья.

2. Судья, следователь, прокурор имеют юридическое образование и работают в правоохранительных органах. Следовательно, все, имеющие юридическое образование работают в правоохранительных органах.

3. Слова, «несешь», «спешишь», стоишь», «идёшь», «ползешь», «двигаешь», «работаешь» пишутся на конце с мягким знаком. Всё это, глаголы современного русского языка второго лица единственного числа. Значит, в современном русском языке в окончаниях второго лица единственного числа после «ш» пишется мягкий знак.

4. Глаголы второго лица единственного числа «куришь», «пляшешь», «плачешь», «думаешь», «дойдешь», «поешь» пишутся на конце с мягким знаком. Следовательно, в современном русском языке глаголы второго лица единственного числа, оканчивающиеся на «ш», пишутся с мягким знаком.

VII. К какому имени относится следующее определение:

Умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса или о подклассе класса к знанию о всех предметах класса или о классе в целом, предполагающее исследование каждого предмета этого класса.

1. Статистическая индукция

2. Обобщающая индукция

3. Индукция на основе общего

VIII. Закончите определение:

Умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса называют:

1. Индукцией

2. Нестатической неполной индукцией

3. Статистической неполной индукцией

IX. Какие из указанных признаков относятся к популярной, а какие – к неполной индукции?

1. Используется житейский опыт и здравый смысл.

2. Исследуется как можно больше предметов.

3. Разнообразится выбор предметов исследования.

4. Обобщаются экспериментальные данные.

5. Используются законы больших чисел

6. Соблюдаются принципы пропорциональности.

7. Отбираются случаи, исключающие случайные обобщения.

8. Не используются индивидуальные признаки предметов.

9. Выводы основываются на некоторой теории.

Х. К какому определяемому имени относится данное определение:

Явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают, порождают другое явление.

1. Необходимость

2. Достоверность

3. Причина

4. Сущность

ХI. Причинная связь устанавливается через методы:

1. сходства

2. различия

3. сопутствующих изменений

4.? (oстатков)

XII. Используя схему метода сопутствующих изменений:

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
1. А ВС предшествует а 2. А1 ВС предшествует а1 3. А2 предшествует а2
Вероятно, причина явления а есть обстоятельство А.

XIII. Проверьте правильность следующих умозаключений:

1.C увеличением высоты местности воздух становится более разряженным. Следовательно, причина затруднения дыхания при подъёме в горы – разряженность воздуха.

2.Мальчик стал больше читать, но хуже учиться. Послужило ли это причиной его неуспеваемости в школе?

XIV. По схеме рассуждения методом остатков найдите правильный ответ

Наблюдаемые обстоятельства Сложное действие, причина которого устанавливается
1. АВС вызывает а в с. 2. А вызывает а 3. В вызывает в
Вероятно, причина явления с есть обстоятельство С- найдите правильный ответ.

1. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но ни дедка, ни бабка, ни внучка репку не вытащили. Жучка и кошка тоже не вытащили. Значит, репку вытащила мышка?

2. Это преступление не мог совершить ни хозяин дома, ни житель поселка. Значит, его совершил приезжий?

ХV.Опираясь на схему рассуждения методом различия

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
1. АВСДЕ вызывает а 2. ВСДЕ не вызывает
Вероятно, причина явления а есть обстоятельство А.

Выясните, в каких из рассуждениях этот метод выполняется:

1.Листья растения, выросшего в подвале, не имели зеленой окраски. Листья – того же растения, выросшего в обычных условиях, - зеленые. В подвале не было света. В обычных условиях растение растет на солнечном свету. Следовательно, солнечный свет является причиной возникновения зеленого цвета растений.

2.Ребенок лежал месяц в больнице и не прибавил в весе. Как только его выписали, он быстро прибавил в весе на целый килограмм. Следовательно, дома лучше, чем в больнице.

3.В так называемой собачьей пещере около Неаполя от скопившихся в пещере ядовитых газов собаки гибнут, а люди нет. Следовательно, в организме человека есть противоядие, нейтрализующее действие этих газов.

4.На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его вдвоем. Однако, отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал ещё один человек. Им оказался неоднократно судимый Фёдоров.

5.Радуга наблюдалась на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Сделали заключение, что причиной радуги является прохождение солнечного света через капли воды

ХVI. Следуя схеме рассуждения методом сходства

Наблюдаемые обстоятельства Действия, причина которых устанавливается
1. АВС предшествует а 2. АДЕ предшествует а 3. КМА предшествует а
Вероятно, причина явления а есть обстоятельство А.

Укажите, в каких из нижеприведенных рассуждений этот метод выполняется:

1.Единичные имена имеют объём не равный нулю, общие имена имеют также объём не равный нулю. Следовательно, все понятия имеют объём не равный нулю.

2.Исследуются три случая заболевания энцефалитом: в первом случае заболел человек, побывавший в начале лета в лесу на Урале; во втором – человек, в весеннюю пору охотившийся в лесистом районе восточной Сибири; в третьем случае человек заболел после посещения берёзового леса Алтая. Общим во всех трех случаях заболевания энцефалитом трех людей был укус иксодового клеща, что и явилось возможной причиной их заболевания.

3.При установлении причин дорожно-транспортных происшествий был сделан вывод о том, что, несмотря на все различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т.д.), большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя.

4.Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9».

В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение, как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр.

5. Следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.

Позавчера утром черная кошка перебежала мне дорогу, и к вечеру у меня испортилось настроение. Вчера днем и в другом месте черная кошка снова перебежала мне дорогу, и к вечеру у меня опять было скверное настроение. Сегодня черная кошка перебежала мне дорогу прямо у моего подъезда, и настроение сразу упало. Я делаю вывод, что черная кошка, вероятнее всего, является причиной моего плохого вечернего настроения, так как она представляет единственное общее обстоятельство последних трех дней.

XVII. Основываясь на схеме соединенного метода сходства и различия.

Наблюдаемые обстоятельства Действие, причина которого устанавливается
1. АВС вызывает а 2. АДЕ вызывает а .... .... .... n АМК вызывает а n+1 -ВС не вызывает - n+2 -ДЕ не вызывает - .... .... ... n+n –МК не вызывает -
Вероятно, что причиной явления а является обстоятельство А

Найдите соответствующее ей рассуждения:

1. Всякий раз, как я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю какой-либо определенной болезнью, между тем как я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть.

2. Небобовые растения нуждаются в азотном удобрении. Бобовые растения сами обогащают землю азотом. Оказалось, что все они имеют на корне белые бугорки. Небобовые растения не имеют белых бугорков на корнях. На основе этих фактов было сделано заключение, что белые бугорки на корнях бобовых растений являются причиной обогащения почвы азотом. Позднее было установлено, что в этих бугорках живут бактерии, которые обогащают почву азотом.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

(тренинг умений)

1.Что такое обратная дедукция?

2.Что представляет собой индукция?

3.При каком условии вывод, полученный индуктивным путём, может быть достоверным?

4.Что такое неполная индукция?

5.При каком условии вывод на основе популярной индукции теряет свой познавательный смысл?

6.Почему неполная индукция называется расширяющей?

7.Является ли расширяющей полная индукция?

8.Чем отличается научная индукция от популярной?

9.Каковы особенности причинно-следственной зависимости?

10.Какие свойства причинности принимаются во внимание в научной индукции?

11.Вероятностным или необходимым является вывод, полученный с помощью научной индукции?

12.Можно ли сказать, что вывод о причинной связи, полученной методом различия, основан на применении популярной индукции?

13.На каком правиле основан метод сходства?

14.Почему соединение методов сходства и различия повышает вероятность индуктивного вывода?

15.Какая особенность причинной зависимости лежит в основе метода сопутствующих изменений?

16.В чём значимость метода остатков для науки?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал