Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Особенности деятельности оператора
В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА» Механизация и автоматизация трудовых процессов существенно расширили возможности производства и в то же время значительно изменили условия трудовой деятельности. Возникли новые особенности условий труда. Отметим главные из них. 1. Оператор управляет одновременно несколькими объектами, часто выполняя ряд несходных между собой задач. Так, летчик-истребитель в полете должен одновременно управлять самолетом и двигателем, управлять вооружением, вести радиосвязь, контролировать воздушное пространство и при этом не выпускать из поля зрения множество дополнительных приборов и сигнализаторов. 2. Оператор удаляется от управляемого объекта. Между оператором и объектом «вклиниваются» системы дистанционной передачи: информацию о состоянии объекта он получает от приборов в виде закодированных сообщений, а воздействие на объект осуществляет посредством дистанционного управления. Почти все самолетные системы сейчас контролируются и управляются дистанционно. 3. По иному нагружаются органы чувства оператора. При непосредственной работе с объектом человек судит о его состоянии, основываясь на восприятии органов зрения, слуха, кинестетического аппарата, даже обоняния (работа кузнеца). В современной же системе управления почти всю информацию об управляемом объекте оператор получает через зрительный канал. Так, на самолете основными источниками информации для летчика служат контрольные приборы, табло и световые сигнализаторы. 4. В большинстве современных систем оператор действует в условиях дефицита времени. Скоротечность процессов требует от него быстрой реакции управления. О росте скоростей передвижения человека в XIX и XX веке свидетельствуют такие цифры: с 1800 по 1900 г. скорость передвижения возросла от 20 до 100 км/час, с 1900 по 1950 г. скорость передвижения увеличилась от 100 до 1200 км/час, с 1950 по 1961 г. скорость возросла от 1200 до 28 800 км/час, с 1961 по 1969 г. человек достиг второй космической скорости, равной примерно 40 000 км/час. 5. Появились новые психофизиологические факторы. Так, в космическом полете человек действует в совершенно необычных, условиях: при больших перегрузках, невесомости, длительном одиночестве. Или, например, на современном самолете при скорости полета, равной тройной скорости звука, летчик видит под самолетом предметы, которые фактически сместились и остались уже позади на расстоянии 100 м — скорость восприятия летчика не успевает за скоростью полета.
Контрольные вопросы 1. Перечислите новые особенности условий труда, возникшие в современном обществе. 2. Как изменилась подача информации в современной системе управления? 3. Какое значение в современной системе управления имеет временной фактор?
|