![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Человек как звено в системе управления
Люди, действующие в однотипных системах управления, могут характеризоваться общностью признаков. Эти признаки, несмотря на индивидуальные различия людей, благодаря статистике поддаются формализации и математическому описанию. Многочисленные опыты, проведенные нами с летчиками, подтвердили правомочность такого заключения. Несмотря на некоторые индивидуальные особенности, действия основной массы летчиков при решении отдельных задач можно было описать вполне определенными математическими зависимостями. Общность методов обучения и тренировок, примерно одинаковые условия воспитания, работы, жизни не могли не отразиться на идентичности характеристик их деятельности. Такие осредненные характеристики работы операторов возможно познать и представить человека, управляющего системой, в виде звена, действия которого описываются алгоритмом. Однако при этом следует учитывать, что для такого сложного и многогранного звена, каким является человек, подобное описание пока может быть весьма приближенным и расчитанным только на решение конкретного круга задач в определенных условиях работы. Описывая деятельность человека условной схемой, которая используется для описания машин, мы не стираем их качественных различий. Действия человека по управлению системой, наряду с решаемой задачей, обусловлены многими психологическими факторами, в том числе и общественными отношениями, существующими за сферой данной системы. Под термином «система» принято понимать любой комплекс динамически связанных звеньев, объединенных общей целью и общей сетью обмена информации. Если система включает в свою структуру одного или нескольких человек и они, рассматриваемые как одно из ее звеньев, участвуют в переработке материи, энергии и информации, такой комплекс будем называть системой «человек-машина». Каждая система, независимо от степени сложности, может рассматриваться как подсистема в рамках некоторой большей системы. Систему «человек-машина» можно грубо представить в виде двух звеньев: человека — субъекта труда и машины — средства его воздействия на объект труда. В системе «человек-машина» идет непрерывный информационный обмен: от машины к человеку идет осведомительная информация о режиме работы машины, от человека к машине — командная, выраженная в его управляющих воздействиях на машину. Подобная циркуляция информации характерна для кибернетических систем, поэтому систему «человек-машина» можно рассматривать как одну из их разновидностей. Однако между действиями звеньев человека и машины имеется существенное различие. Действия человека отличаются наличием цели, которая предопределяет всю его психическую деятельность, а следовательно и механизм управляющих воздействий. П.К. Анохин указывает, что «… наличие цели является центральным узлом всего поведения человека, и уже поэтому нельзя сравнивать машину с человеком». Исходя из этого, человек в системе управления рассматривается, как человек-оператор, перед которым поставлена конкретная цель по управлению системой и который располагает определенными методами для достижения указанной цели. Отметим и другое отличие между действием этих звеньев. Машина обычно реагирует на данное командное воздействие оператора вполне определенным образом, настолько определенным, что ее действие может быть описано алгоритмом. Человек же, получив соответствующую осведомительную информацию, располагает, как правило, целым рядом способов реагирования на нее, из которых он выбирает наиболее целесообразный для рассматриваемого состояния системы. Так, например, летчик на одну и ту же информацию о том, что скорость полета превышает заданную, может реагировать различными способами. Он может убрать рычаг управления двигателем и таким образом уменьшить тягу двигателя, может увеличить угол тангажа самолета и набиратьвысоту, может даже выпустить шасси. При любом из этих действий скорость полета снижается. Уже самим рациональным выбором способа действия человек снижает неопределенность существующей задачи и вносит в систему соответствующую информацию. Чем лучше подготовлен оператор, тем более он способен в самых разнообразных условиях работы системы находить оптимальный способ действия и таким образом вносить большую информацию в систему. Поэтому с позиций кибернетики, квалификацию оператора можно расценивать по количеству информации, которое он способен вносить в систему в различных условиях ее функционирования. Разновидностью систем «человек-машина» являются системы «человек-автомат», в которых человек управляет машиной посредством автомата. В таких системах человек и автомат обычно изображают схематически в виде одного общего звена «человек-автомат», части которого взаимодействуют как между собой внутри звена, так и с соседним машинным звеном. Такое изображение указывает на то, что в системах «человек-автомат» функции человека и автомата максимально сближены и переплетены. Рассмотрим другую, более развернутую схему деятельности оператора в замкнутой системе управления. Все изменения управляемого объекта фиксируют датчики, сигналы от которых подаются контрольным приборам — источникам информации. Предположим, что оператор по одному из приборов обнаружил отклонение от нормы регулируемого параметра. Существуют различные способы устранения этого отклонения. Для выбора всоздавшейся ситуации наиболее выгодного из них, оператор должен по другим приборам оценить значения остальных контролируемых параметров системы. Из сопоставления величины и характера возникшего отклонения с данными о других параметрах, а также с учетом сведений о их взаимосвязи, накопленных оператором в процессе обучения, у него складывается представление о существующем состоянии системы — возникшей ситуации. На основе этих данных и известных оператору способах разрешения подобных ситуаций, он принимает решение на соответствующее управляющее воздействие. Определенным перемещением органов управления оператор реализует это решение, стремясь достичь оптимальной динамики приведения управляемого объекта к заданной программе. Контроль за результатами управляющего воздействия, благодаря цепи обратной связи, осуществляется по тем же контрольным приборам. Таким образом, в деятельности оператора по устранению отклонения от нормы регулируемого параметра могут быть выделены следующие этапы: а) восприятие информации об отклонении регулируемого параметра; б) восприятие дополнительной информации, характеризующей состояние объекта управления; в) оценка состояния системы на основе сопоставления полученных данных с имеющимися знаниями и совместной переработки всей этой информации; г) принятие решения по выбору способа управляющих действий; д) практическая реализация этого решения; е) контроль за результатами управляющего воздействия с учетом состояния системы, характера введенного воздействия и ожидаемого эффекта. В рассмотренной схеме между актами восприятия сигнала о нарушении работы системы и ответного действия оператора присутствовал процесс мышления, который обусловил некоторую задержку оператора с ответным сигналом. Его реакция на сигнал об отклонении от нормы регулируемого параметра оказалась отсроченной. С накоплением у оператора опыта по управлению подобными системами, время отсрочки ответной реакции постепенно сокращается. Указанные элементы деятельности оператора свертываются во времени и сжимаются в едином управляющем акте. В работе оператора создается автоматизм, который проявляется в немедленных реакциях на типичные отклонения от нормы регулируемых параметров системы.
Контрольные вопросы 1.Дайте определение термину «система», использующемуся в инженерной психологии. 2. Каким образом идет обмен информацией в системе «человек-машина»? 3. Перечислите этапы деятельности оператора по устранению отклонения от нормы регулируемого параметра.
|