![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тесты по теме
Выберите правильный ответ 1. Принцип преимущественных возможностей человека и машины основан на: а) на распределении функции между человеком и машиной в соответствии с преимуществами; б) на согласовании потоков информации, поступающих из системы, с возможностями человека по их приему, переработке и по реализации ответных действий; в) на достижении максимального значения определенной характеристики (быстродействия, точности, надежности и т.п.).
2. Какой принцип распределения функций между человеком и машиной предусматривает распределение функций, исходя из их значимости в процессе управления: а) принцип загруженности; б) принцип ответственности; в) принцип взаимного резервирования. 3 Распределения функций между человеком и машиной возможно осуществлять по: а) динамическим характеристикам; б) количественным оценкам; в) все ответы верны.
Правильные ответы: 1.а; 2.б; 3.в.
Тема 6. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»
Приступая к обсуждению этого вопроса, сразу отметим, что в инженерной психологии пока нет единой научно-обоснованной классификации основного объекта ее исследования — систем «человек-машина». А в такой классификации здесь имеется непосредственная практическая необходимость, так как при проектировании систем «человек-машина» необходимы систематизированные и обобщенные данные, относящиеся к той или иной конкретной группе систем. Рассмотрим некоторые методы классификации таких систем, используемые на практике. Системы «человек-машина» подразделяются по функциональному признаку: на детерминированные и недетерминированные (вероятностные). Детерминированные системы действуют по жесткой программе. При появлении условий, непредвиденных программой, такие системы просто отказывают. Недетерминированные системы рассчитаны на ситуации, при которых отсутствует жесткая программа управления. Состояние параметров подобных систем возможно только предсказать с какой-то степенью вероятности на основе ранее полученных данных. Функции человека в том и другом классе систем принципиально различны. Если в первом классе систем человек находится при системе (выполняет пассивные функции контроля, корректировки, подстройки), то во втором классе — он важнейшее звено, входящее последовательно в основную структуру системы, звено, без которого система не может работать. Недетерминированные системы в свою очередь подразделяют на две группы: — системы, в которых ситуации, требующие принятия решения, возникают эпизодически, где в основном - действует автомат. (Так, в процессе управления самолета автопилотом летчик только изредка, при необходимости изменения направления или высоты полета, вмешивается в управление); — игровые системы, в них поведение человека определяется непрерывной цепью решаемых задач. (При пилотировании самолета вручную летчик непрерывно задает и выдерживает требуемый режим полета.) Некоторые авторы предлагают классифицировать недетерминированные системы «человек-машина» по признаку иерархической структуры. Этот признак иерархичности применяется относительно человека. Он предусматривает разделение систем «человек-машина» на системы первого, второго и более высоких порядков. Системы первого порядка — это системы одного уровня управления (например, «шофер-автомобиль»). Система второго порядка уже имеет два уровня управления. Так, например, на тяжелом самолете бортовой техник управляет работой авиадвигателей (и действует на первом уровне), а летчик — командир экипажа управляет движением самолета и руководит работой бортового техника (действуя уже на втором уровне). Примером системы «человек-машина» более высокого порядка может служить система управления энергоузлом. В системах второго и более высокого порядка (их иногда называют «большими» системами), наряду с проблемой согласования человека и машины, встает принципиально новая проблема согласования деятельности людей, взаимосвязанных в пределах одной системы. Теми же авторами делается также попытка дать - деление систем по условиям деятельности в них человека. За основу такого деления они предлагают принять факторы, определяющие эти условия: форму представления информации, условия ее переработки, форму реагирования, степень психической напряженности и т. п. При этом должна учитываться и степень разнообразия этих факторов. Заслуживает внимания и такой подход к делению систем «человек-машина». Рассматриваются недетерминированные игровые системы, их иногда называют эргатическими. В качестве принципов классификации таких систем предлагаются брать: — число действующих в них людей (моноэргатические — системы с одним человеком и полиэргатические — в которые входит n-человек); — степень участия человека в выполнении системой возложенных на нее задач (системы первого рода, в которых человек выполняет решение мыслительных задач на уровне контроля за работой системы, принятия решения о ее работоспособности, анализа причин отказа; системы второго рода, в которых человек непосредственно управляет системой в режиме слежения за заданными значениями параметров). Рассматриваемые методы классификаций имеют свои достоинства, но пока еще не являются исчерпывающими и остаются довольно разрозненными. Однако по ним можно судить о наметившихся путях создания единой классификации систем «человек-машина».
Контрольные вопросы 1. По каким признакам можно подразделить системы «человек-машина»? 2. Какие методы классификаций систем «человек-машина» вы знаете? 3. Какие системы называют моноэргатическими? Полиэргатическими?
|