Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие положения. Электробезопасности для работников ОАО «ржд» при обслуживании






Электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании

Электрифицированных железнодорожных путей


Москва 2008 г.

Правила разработали:

Федотов А.А., Хананов В.В., Горожанкина Е. Н. (ЦЭ ОАО «РЖД»), Бычков А. Н. (МИИТ).

Ответственные за выпуск:

Е. Н. Горожанкина, А. Н. Бычков

Правила согласованы с Департаментом электрификации и электро­снабжения, Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, Департаментом локомотивного хозяйства, Департаментом медицинского обеспечения, Департаментом пути и со­оружений, Департаментом вагонного хозяйства, Департаментом авто­матики и телемеханики, Департаментом управления перевозками, Де­партаментом безопасности движения и экологии, Департаментом ка­питального строительства, Правовым департаментом.

Выпущено по заказу открытого акционерного общества «Россий­ские железные дороги»

© Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» 2008 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей (далее — Правила) устанавливают порядок взаимодействия между структурными подразделениями ОАО «РЖД», функциональными филиа­лами (далее — подразделения ОАО «РЖД»), технические требования к устройствам с целью обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и обязательны для выполнения всеми работниками ОАО «РЖД»
при производстве работ вблизи контактной сети и воздушных линий элек­тропередачи, воздушных линий связи, проводов линии «два провода —рельс», волноводов, усиливающих, питающих и отсасывающих линий тя­говой сети и связанных с ними устройств (далее — контактная сеть, воздушные линии (ВЛ) и связанные с ними устройства).

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ Р М -016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 (утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации по­становлением от 05.01.2001 г. №3 и Министерством энергетики Россий­ской Федерации приказом от 27.12.2000 г. №163), Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки (МПС, утверждены 05.04.2000 г. ЦЭ-750 — далее Правила ЦЭ-750), Инструкцией по безопасно­сти для электромонтеров контактной сети (МПС, утверждена 15.06.2000 г. ЦЭ-761 — далее Инструкция ЦЭ-761), Правилами устройства и техниче­ской эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог (МПС утверждены 11.12.2001 г. ЦЭ-868 — далее Правила ЦЭ-868), Инст­рукцией по обеспечению безопасности движения поездов при производст­ве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на же­лезных дорогах» (МПС, утверждена 28.08.2001 г. ЦЭ-852 — далее Инст­рукция ЦЭ-852), Инструкцией по обеспечению безопасности движения поез­дов при производстве работ на контактной сети с изолирующих съемных вы­шек (МПС, утверждена 18.09.1999 г. ЦЭ 683 — далее Инструкция ЦЭ-683).

Каждый работник ОАО «РЖД» в случае обнаружения нарушений на­стоящих Правил или неисправностей устройств контактной сети, ВЛ и свя­занных с ними устройств, представляющих опасность для людей или дви­жения поездов, обязан принять все возможные, указанные в настоящих Правилах меры, и немедленно сообщить об этом непосредственному на­чальнику или энергодиспетчеру.

1.2. В настоящих Правилах применяются следующие основные терми­ны и сокращения.

АТП — автотрансформаторный пункт питания контактной сети на уча­стках 2x25 кВ.

Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) — сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токо­приемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются.

ВЛ (КЛ) — воздушная (кабельная) линия электропередачи, включая от­пайки.

Волновод — провод, подвешенный по опорам контактной сети или по са­мостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машини­стов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых ма­шин, мотовозов, автомотрис с дежурными по станциям и диспетчерами.

ДПР — воздушная линия продольного электроснабжения (два прово­да — рельс) на участках контактной сети переменного тока.

Дроссель — трансформатор (ДТ) — индуктивная катушка из двух по­луобмоток значительного реактивного и малого активного сопротивлений, включаемая в тяговую рельсовую сеть на электрифицированных участках для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков; одно­временно является трансформатором рельсовой цепи (питающим или ре­лейным).

ЕДЦУ — единый дорожный центр управления.

Заземляющий проводник (заземление опоры) — проводник, осуществ­ляющий металлическую связь между заземляемой конструкцией и конту­ром заземления (рельсом).

Защитное заземление — заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности.

Знаки безопасности труда — знаки, предназначенные для предупреж­дения работающих о возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещаю­щие определенные действия работающих.

Изолирующий стык — (ИС) — стыковое соединение рельсов железно­дорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга.

Контактная сеть — совокупность проводов, конструкций и оборудова­ния, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых под­станций к токоприемникам электроподвижного состава. Контактная сеть над одним путем — контактная подвеска.

КТП — комплектная трансформаторная подстанция.

Наведенное напряжение — напряжение выше 25В, возникающее вслед­ствие электромагнитного влияния на отключенных проводах и оборудова­нии, расположенных в зоне наведенного напряжения.

Неэлектротехнический персонал — производственный персонал, кото­рый в процессе выполнения работы не использует электрическую энергию: переносной электроинструмент, ручные электрические машины, перенос­ные светильники.

Нейтральная вставка — участок контактной подвески между двумя воз­душными промежутками (изолирующими сопряжениями) или секционны­ми изоляторами специального изготовления, на котором нормально отсут­ствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохо­ждении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается элек­трическая изоляция сопрягаемых участков.

Отсасывающая линия — (один из видов рабочего заземления) — про­вода, присоединяемые к средним точкам дроссель — трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую под­станцию.

ПГП — пункт группировки переключателей контактной сети.

Первая помощь — комплекс мероприятий, направленных на восстанов­ление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего.

Персонал неэлектротехнический — производственный персонал, не по­падающий под определение «электротехнического», «электротехнологиче­ского» персонала.

Персонал электротехнический — административно-технический, опе­ративный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режи­мом работы электроустановок.

Персонал электротехнологический — персонал, у которого в управляе­мом им технологическом процессе основной составляющей является элек­трическая энергия, например, электросварка, персонал, использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией установлено знание настоящих Правил.

ППП — пункт подготовки к рейсу пассажирских поездов.

ППР — проект производства работ.

ППС — пункт параллельного соединения контактных подвесок.

ПС — пост секционирования контактной сети.

ПУЭ — Правила устройства электроустановок.

ПЭ — продольное электроснабжение (ВЛ ПЭ).

Рабочее заземление — заземление какой-либо точки токоведущих час­тей электроустановки, необходимое для обеспечения работы электроуста­новки.

К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых под­станций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) АТП на участках 2x25 кВ; на участках переменного тока — заземляющие провода ПС, ППС КП, ПГП, ППП, а также КТП, питаемые от системы ДПР; соеди­нения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока — заземляющие провода защитного заземления ПС, ППС, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, относятся также к рабо­чему заземлению.

Производитель (руководитель) работ — ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

СМО — строительно-монтажная организация.

Специальный заземлитель — забитая в грунт на глубину не менее 1, 0 м стальная труба диаметром не менее 50 мм или угловая сталь размером не менее 50х50 мм длиной не менее 1, 0 м с болтовым зажимом диаметром не менее 10 мм для присоединения заземляющего проводника (ЦБТ).

Специальный подвижной состав — несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу: специальный самоходный подвижной состав (ССПС) — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов и доставки работников ОАО «РЖД» к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном ре­жиме; специальный несамоходный подвижной состав — железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, при­цепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для про­изводства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.

СЦБ — сигнализация, централизация и блокировка (ВЛ СЦБ).

Тяговая рельсовая сеть — электрическая непрерывная цепь обратных токов тягового электроснабжения, представляющая собой систему элек­трически объединенных (последовательно и параллельно) ходовых рельсов электрифицированных путей.

Фронт путевых работ — участок пути, длина которого состоит из ре­монтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведения в рабочее положение.

Электробезопасность — система организационных и технических ме­роприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опас­ного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромаг­нитного поля и статического электричества.

Электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий и вспомо­гательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в кото­рых они установлены), предназначенных для производства, преобразова­ния, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (контактная сеть, подвешенные по опорам контактной сети провода ВЛ6, 10, 35 кВ, провода системы ДПР, ВЛ напряжением до 1 кВ; ВЛ 6, 10 кВ, подвешенные на самостоятельных опорах, тяговые и трансформаторные подстанции, ПС, ППС КП, АТП, ППП, ПГП, КТП).

Фронт путевых работ — участок отключенной контактной сети, длина которого состоит из ремонтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведе­ния в рабочее положение.

ЭПС — электроподвижной состав.

1.3. На вновь электрифицируемых железнодорожных путях ОАО «РЖД» контактная сеть, ВЛ на опорах контактной сети и на само­стоятельных опорах и связанные с ними устройства считаются находящи­мися под напряжением с момента, указанного в письменном извещении, рассылаемом за 10 дней до подачи напряжения начальником отделения железной дороги руководителям подразделений ОАО «РЖД», о чем последние извещают всех подчиненных им работников под расписку.

1.4. Начальники отделений железных дорог, а при отсутствии отделе­ний начальники железных дорог до подачи напряжения в контактную сеть и ВЛ обязаны в границах электрифицированного участка обеспечить:

изучение настоящих Правил и проверку знаний их всеми причастными работниками ОАО «РЖД», а также проведение необходимого инструктажа в объеме согласно приложению №1 к настоящим Правилам;

подготовку поездных диспетчеров и других работников, связанных с обслуживанием устройств электрической тяги, к работе в условиях элек­трифицированных железнодорожных путей ОАО «РЖД»;

оповещение населения по имеющейся громкоговорящей связи о сроке подачи напряжения в контактную сеть, а также вывешивание в населенных пунктах в общедоступных местах (перронах, посадочных площадках, пе­реездах) и производственных помещениях плакатов и объявлений, преду­преждающих об опасности приближения к устройствам контактной сети и ВЛ, находящимся под напряжением;

уведомление о сроке подачи напряжения в контактную сеть всех струк­турных подразделений ОАО «РЖД».

1.5. Организация обучения работников и проверка знаний настоящих Правил возлагаются на руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД» и производятся в соответствии с Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда ра­ботников открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11.06.04 г. № 2529р.

Проверка знаний настоящих Правил производится при назначении на должность, а также периодически при сдаче экзаменов по охране труда. Перечень работников служб по должностям, которые обязаны знать на­стоящие Правила, дан в приложении №1 к настоящим Правилам. Руково­дители структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечивают постоян­ный контроль за обучением и проверкой знаний настоящих Правил работ­никами подразделений.

1.6. Работники структурных подразделений ОАО «РЖД», которые породу своей деятельности могут временно находиться на электрифициро­ванных железнодорожных путях ОАО «РЖД» (в порядке разового поручения), например, лица, сопровождающие холодные локомотивы, путевые и другие машины на железнодорожном ходу, а также перевозимые на желез­нодорожном подвижном составе и т.п., должны быть проинструктированы под роспись по месту постоянной работы о соблюдении требований электробезопасности при нахождении на электрифицированных железнодо­рожных путях.

Работники, командируемые для временной работы, например, для вы­полнения путевых, строительных и других работ, по прибытии в организа­цию (предприятие) проходят инструктаж по электробезопасности с учетом особенностей выполнения работ в месте командировки. Содержание инст­руктажа определяется инструктирующим лицом в зависимости от характе­ра и сложности работы.

1.7. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над элек­трифицированными железнодорожными путями должны быть установлены предохранительные щиты для ограждения частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением. Щиты могут устанавливаться верти­кально и горизонтально. Щиты должны иметь высоту 2 м и выступать по ширине не менее чем на 1 м в каждую сторону от находящихся под напря­жением частей. Щиты должны быть металлическими с сеткой в верхней
части с размером ячеек не более 2х2 см.

Предохранительные щиты на лестницах пешеходных мостов устанав­ливаются, когда расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее 2 м.

В местах прохода над пешеходными мостами питающих и отсасываю­щих линий контактной сети и воздушных линий сверху на мостах устанав­ливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть пол­ностью или частично металлической. На каждом предохранительном щите дистанцией электроснабжения должен быть укреплен предупреждающий знак безопасности «Осторожно! Электрическое напряжение» (рисунок 1 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. №261). Соответствующими подразделениями этот знак безо­пасности устанавливается или наносится несмываемой черной краской трафаретом также на опорах контактной сети и ВЛ в общедоступных мес­тах, на верхних частях путевых машин, дрезин, автомотрис и локомотивов.

Осмотр и необходимый ремонт предохранительных щитов во время эксплуатации производится дистанциями электроснабжения.

1.8. Демонтаж и восстановление заземлений при смене рельсов и дру­гих работах выполняются исполнителями работ, специально проинструк­тированными работниками представителем дистанции электроснабжения и под его наблюдением, а заземлений напольных устройств СЦБ — под на­блюдением электромеханика дистанции сигнализации и связи.


Рисунок 1. Знак безопасности труда «Осторожно!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал