Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма государственного устройства.
Унитарное государство. Простое, единое государство, не имеющее в своемсоставе иных государственныхобразований. - Территория унитарного государства делится на административно ‑ единицы, которые не обладают какой -либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. - Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. - Гражданство унитарного государства — единое, административно ‑ территориальные образования собственного гражданства не имеют. -Единая система права. - Единая судебная система. -Одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. -Пример: Франция, Швеция, Турция Египет и др.
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий - внутреннее самоуправление районовгосударства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями- Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии. В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально‑ культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры. Федерация. Слож ное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.
-Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. - Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. -Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. - Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. - Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. -Две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. -Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
-Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды.
-Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. -Пример: США, ФРГ, Россия, Индия и др.
Виды федерации.
1. Национально‑ государственные - субъекты образуются по национально‑ территориальному признаку. Пример: частично в Российской Федерации. Административно‑ территориальные - в создании субъектов, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.). 2.
Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре- США, СССР. Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета - Российская Федерация.
Право сецессии.
Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации - право сецессии - односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.
Конфедерация. Постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких‑ либо общих целей.
-Не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств. - Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. - Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. - Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство имеет свое гражданство. - Отсутствует и единая судебная система. - Налоги отсутствуют, бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.
В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. Пример: - Европейский союз; - после распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ); - Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний, оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.
|