Государственный аппарат.
Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.
Принципы формирования и функционирования государственных органов.
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
4) принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
7) принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Государственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно‑ властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. Таким образом, государственный орган:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
3) образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию - объем и перечень государственно‑ властных полномочий, закрепленных заэтим органом, а также его юридические обязанности.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах: - Первой формой является издание нормативно‑ правовых актов. - Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. -Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.
Виды органов государства:
1) по срокам полномочий: - временные органы создаются для достижения краткосрочных целей. Пример: в России – 1917-1918гг. - Учредительное собрание и Временное правительство - постоянные функционируют без ограничения срока.
2) по месту в иерархии: - высшие- Федеральное Собрание. -органы власти субъектов федерации- правительство Москвы. -местные органы власти- мэр Владивостока.
3) по характеру осуществления компетенции: - коллегиальные – Верховный Суд; - единоначальные - Генеральный прокурор РФ;
4) по порядку формирования: -первичные - избираемыми непосредственно населением; Московская городская Дума. - производные - формируются первичными; Федеральная служба безопасности РФ;
5) по правовым формам деятельности: - правотворческие - парламенты, - правоприменительные - правительства, правоохранительные - суды, органы внутренних дел;
6) в соответствии с принципом разделения властей: - законодательные, - исполнительные, - судебные.
Принцип разделения властей. Имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.‑ Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направле‑ на на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.
Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: - принятие законов, -их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, - разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Законодательная власть. Делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.
-Законодательная власть — это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.
-В различных государствах законодательные органы называют по‑ разному: в Российской Федерации — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.
-Парламенты могут быть одно— и двухпалатными. - Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.
-Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законопроектов. - Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.
-Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. -Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. - Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. -Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. -Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. -В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).
Парламентаризм. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
Исполнительная власть. Вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
-Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно‑ распорядительную деятельность.
-Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. -Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.
-Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах.
Судебная власть. - Осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. - Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
-Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. - Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). - Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Суд характеризуется: 1. Судоустройством - совокупность норм, устанавливающих организации, структурусудов, задачи и принципы.
1) осуществление правосудия только судом;
2) образование судов на началах выборности;
3) независимость суда и подчинение его только закону;
4) неприкосновенность судей и их несменяемость;
5) коллегиальность суда.
Коллегии в составе суда: профессиональный судья (судьи) и народные представители. Типы судов в зависимости от роли коллегии народных представителей: а) Суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных): - В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). -Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. б) Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.
2. Судопроизводством - представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Принципы: - законность, - осуществления правосудия только судом, - равенство участников процесса, -публичность, - гласность, - устность, - непрерывность, - состязательности судебного разбирательства, - ведение дела на национальном языке.
Виды судов. 1. Конституционные суды - в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т. е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами. 2.Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела. 3. Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).
4.Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).
Некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти: - прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского типа, где он не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.
- самостоятельной группой органов государства являются органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры: - осуществление надзора за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства;
- осуществление следствия по некоторым, наиболее важным, преступлениям; - поддерживают государственное обвинение в суде; -органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти — средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.
|