Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные источники гражданского права
2.1. Российская Федерация. Основным видом источников гражданского права в России являются нормативно-правовые акты. Ведущим нормативно-правовым актом, содержащим значительную часть гражданско-правовых норм, является Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырёх частей, принятых за период с 1994 г. по 2007 г., включающих в себя 1 551 статью. Кодекс построен в соответствии с пандектной системой. В его структуре выделены общие положения и разделы, содержащие нормы вещного, обязательственного, наследственного права, а также права интеллектуальной собственности. Кроме данного Кодекса, принято множество федеральных законов, регулирующих отдельные виды гражданско-правовых отношений, в частности Закон «Об акционерных обществах» 1995 г., Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г., Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003 г. и др. Судебная практика в российском гражданском праве не обладает статусом источника права. Постановления высших судебных органов представляют собой официальное толкование норм действующего гражданского законодательства, направленных на разъяснение их смысла и обеспечение единообразного применения этих норм [7]. 2.2. Китайская Народная Республика. В Китае, как и в России, основными источниками гражданского права являются нормативно-правовые акты. Однако существуют и различия. В Китае нет кодифицированного закона, содержащего нормы гражданского права. Есть отдельные законы, направленные на регулирование отдельных видов гражданско-правовых отношений. Первыми среди равных являются Основные положения гражданского права КНР 1986 г., закрепляющие принципиальные положения гражданско-правового регулирования, а также содержащие нормы, регулирующие различные виды отношений гражданского оборота. Как до, так и после принятия этого нормативно-правового акта в Китае был принят ряд гражданско-правовых законов: Брачный закон 1980 г., Патентный закон 1984 г., Закон «О наследовании» 1985 г., Закон «Об авторском праве» 1990 г., Закон «О договорах» 1999 г., Закон «О вещном праве» 2007 г., Закон «О деликтах» 2009 г. и др. Следует ли ожидать в ближайшее время принятия Гражданского кодекса КНР или нет - вопрос сложный. Дело в том, что деятельность по разработке и введению в действие отдельных гражданско-правовых законов некоторые китайские учёные рассматривают как разновидность кодификации - «свободный конфедеративный подход» [8]. Вместе с тем, сравнивая пандект-ный и институциональный подходы к кодификации, китайские учёные отдают предпочтение второму из названных подходов. Он является более удачным с точки зрения правоприменения. Реализацию пан-дектного подхода можно видеть в структуре Общих положений гражданского права КНР 1986 года. Особым статусом в Китае обладают некоторые акты судебной практики. В соответствии со ст. 6 Правил Верховного Народного Суда КНР «О работе по судебному толкованию» 2007 г. указанный судебный орган вправе принимать особый род судебных актов - правила». Правила Верховного Народного Суда КНР - это судебное толкование, направленное на формулирование норм, необходимых при разрешении споров и основанных на «духе закона» [9]. Таким образом, высший судебный орган КНР обладает полномочиями по созданию правовых норм, не противоречащих принципам права КНР, а судебные акты, в которых закрепляются данные нормы, являются источниками китайского гражданского права. К таким актам относятся: Мнения Верховного Народного Суда «О некоторых вопросах, относящихся к применению Общих положений гражданского права КНР» 1988 г., Толкование Верховного Народного Суда КНР «О некоторых вопросах, относящихся к применению Закона о договорах КНР» 2009 г. и др. Краткий анализ внутреннего строения и основных источников гражданского права России и Китая позволяет сделать следующие выводы. Российское гражданское право создавалось под влиянием германской цивилистической школы. На это указывает структура российского Гражданского кодекса. Китайское гражданское право создавалось под влиянием, как германской школы гражданского права, так и англосаксонских правовых традиций. Последнее обстоятельство подтверждается отделением деликтного права от обязательственного в самостоятельный институт гражданского права Китая, принятие отдельного закона о деликтах, который вступает в действие с 1 июля 2010 г., а также существование полномочий по созданию правовых норм у высшего судебного органа Китая. Указанные обстоятельства свидетельствуют о приоритетной направленности Китая на сотрудничество в экономической, научно-технической сфере со странами, правовые системы которых входят в англосаксонскую правовую семью (США, Великобритания и др.), и, как следствие, стремление максимально унифицировать правила, регулирующие экономические отношения в Китае и названных странах. В российской науке гражданского права в начале 90-х гг., после неудачной попытки рецепции института траста из права Великобритании в российское право, был сделан вывод о принципиальной невозможности заимствования англосаксонских правовых конструкций в отечественное гражданское право [1, 7]. Китайские учёные, напротив, считают, что в такой рецепции нет каких-либо трудностей. Более того, это заимствование в большей степени соответствует потребностям современного гражданского оборота [10]. Чьё мнение является верным? Ответ на этот вопрос сможет дать только юридическая практика. Литература Гражданское право / под ред. Е. А. Суханова. М., 2000. Т. 1. Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978 - 2005 / под ред. Л. М. Гудошникова. М., 2007. Xin Chunying. Chinese Legal System and Current Legal Reform. Beijing. 1998. Yin-Ching Chen. Civil Law Development: China and Taiwan // Stanford Journal of East Asian Affairs. 2002. Vol.2. URL: https://www.stanford.edu/group/sjeaa/journal2/c hina1.pdf. Yao Hui. Recent Development of Chinese Civil Law: Focus on the Drafting of the Civil Code and the Jus Rerem. URL: https://www.civillaw.com.cn/english/article.asp? id=34. Xin Chunying. Chinese Legal System and Current Legal Reform. Beijing. 1998, Yao Hui. Recent Development of Chinese Civil Law: Focus on the Drafting of the Civil Code and the Jus Rerem. URL: https://www.civillaw.com.cn/english/article.asp ? id=34. Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. Т. 1. «There are, according to the induction of some scholars, three approaches proposed for the drafting and codification of the Civil Code. The first one is the so-called " loose, confederal approach". Since China has already enacted the General Principles for the Civil Law (GPCL), the Uniform Contract Law, Guaranty Law, Succession Law, Marriage Law and is drafting the Jus Rerem, hence by compiling them together China will have its Civil Code». Yao Hui. Recent Development of Chinese Civil Law: Focus on the Drafting of the Civil Code and the Jus Rerem. URL: https://www.civillaw.com.cn/english/artic le.asp? id=34. 9. Provisions of the Supreme People's Court on the Judicial Interpretation Work. URL: https://www.lawinfochina.com. 11. «Studying from the perspective of the relationship between the law of torts and the law of obligations, one can see that there are more distinctive characteristics in the law of torts than the general rules in the law of obligations. The functions served by the law of torts in the traditional civil law system are no longer suitable for the needs of the development of the society. From this aspect, it is not difficult for us to realize that the Anglo-Saxon model which puts law of torts as a independent subject is more reasonable than the model adopted in continental legal system which puts the law of torts into the law of obligations)). Yao Hui. Recent Development of Chinese Civil Law: Focus on the Drafting of the Civil Code and the Jus Rerem. URL: https://www.civillaw.com.cn/english/article. asp? id=34.
Опубл.: Вестник ХГАЭП. 2010. № 4 - 5 (49 - 50)
О. Манухина. Процесс изменения семейного права в Китае (1911 - 2001 гг.) Процесс модернизации традиционного права начался в Китае с установлением республиканского строя в 1911 г. Новыми властями были предприняты шаги по реформированию семейного законодательства, что являлось необходимым в условиях глубоких общественно-политических и экономических перемен в жизни китайского социума. Не все было гладко на пути перехода от традиционного семейного права к современному. Даже после образования КНР процесс создания новой правовой системы, всесторонне защищающей права и интересы граждан, растянулся на несколько десятилетий. В настоящее время в стране действует Закон КНР о браке 1980 г. с поправками, внесенными в соответствии с решением 21-й сессии Постоянного комитета ВСНП девятого созыва от 28 апреля 2001 г. Что же предшествовало его принятию? Семейное право в Китае (1911 - 1949 гг.) Формально правовая система сегодняшнего Китая не связана с правом периода гоминьдановского режима. КПК, не признавая никакой ценности законодательной системы Китайской Республики, приняла меры по ее отмене. Тем не менее, по словам японского ученого-юриста Инако Цунэо, гоминьдановский режим располагал сравнительно развитой правовой системой1. В годы " нанкинского десятилетия" (1928 - 1937 гг.) были разработаны Уголовный и Гражданский кодексы, финансовое и морское право, Гражданский процессуальный кодекс, Закон о земле и т.д. Гражданский кодекс Китайской Республики был составлен с ориентацией на соответствующие кодексы Японии, Германии, Швейцарии и других развитых в правовом отношении стран. В Гражданский кодекс вошли главы " Семья" и " Наследование", достаточно детально регламентировавшие семейно-брачные отношения в Китайской Республике. По форме и содержанию новое семейное право гоминьдановского режима было приближено к современному семейному праву Китая: была закреплена свобода заключения и расторжения брака, ограничен возраст вступления в брак (для юношей - 18 лет, для девушек - 16 лет), запрещены браки между близкими родственниками, вне закона объявлено двоеженство2. Появление этих положений явилось неизбежным следствием развития в Китае, начиная со второй половины XIX в., основ капиталистического общества, проникновения в страну западных идеалов прав и свобод личности. Тем не менее, несмотря на достаточно прогрессивный характер, семейное право периода Гоминьдана находилось под влиянием китайских традиционных взглядов на семью и брак. Так, в случае согласия родителей допускалось вступление в брак несовершеннолетних, разрешались браки между двоюродными (троюродными) братьями и сестрами по матери, не рассматривалось в качестве двоеженства взятие наложниц и т.д3. Как показывает история, семейное право Гоминьдана так и осталось на бумаге. Действовало старое семейное право. Во второй половине 20-х гг. прошлого столетия в условиях гражданской войны на территории Китая, главным образом в центральной и южной его частях, коммунисты начали создавать местную революционную власть, известную как советская. Объединение разрозненных советских районов произошло в 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) на первом Всекитайском съезде представителей советских районов Китая. Съезд принял Проект Основной конституционной программы Советской Республики, которая была окончательно утверждена в 1934 году на II Всекитайском Съезде Советов. В ней законодательно были закреплены права женщин и свобода заключения брака4. Защитить интересы женщин, а также детей был призван и Закон о труде 1931 г. Впервые в истории страны женщине предоставлялся оплачиваемый декретный отпуск. Закон о труде предусматривал оказание рабочим бесплатной медицинской помощи, выплату пособий по временной утрате трудоспособности, безработице, инвалидности и старости5. Вскоре после съезда было принято временное Положение о браке 1931 г., замененное в 1934 г. Законом о браке, который впервые в истории Китая выступал в качестве самостоятельного законодательного документа, не входившего в состав Гражданского или Уголовного кодекса. Закон был направлен, прежде всего, на уничтожение старой феодальной системы семьи и брака: провозглашались принципы свободы заключения и расторжения брака; упразднялась система заключения брака по воле родителей, путем принуждения и купли-продажи; уничтожался обычай воспитания девочек в чужих семьях в качестве будущих жен сыновьям; запрещалась полигамия и полиандрия. Брачный возраст устанавливался для мужчин - полные 20 лет, для женщин - полные 18 лет. Особое внимание уделялось интересам женщин и детей. После развода муж должен был оказывать материальную помощь жене и детям. Незаконнорожденные стали пользоваться всеми правами, которые были установлены для законнорожденных. Закон делал обязательной регистрацию брака в местных органах власти, что должно было воспрепятствовать различного рода нарушениям семейного законодательства6. Принятие Закона о браке 1934 г. действительно обеспечивало условия для создания новой системы семейно-брачных отношений, основанной на соблюдении равноправия и взаимных интересов всех членов семьи. Однако слабость, разрозненность, неустойчивость многочисленных мелких советских районов, постоянная угроза их ликвидации, отсутствие законотворческого опыта мешали революционным властям претворить в жизнь единое законодательство в сфере семьи и брака и регулировать его в соответствии с местными условиями Китая. Негативно сказывались и низкий образовательный уровень населения, и глубоко укоренившиеся в массовом сознании традиции. Например, запрет на территории революционных баз варварского обычая бинтования ног у девочек вызвал многочисленные протесты со стороны женщин среднего и пожилого возраста7. стр. 122 Начало антияпонской войны летом 1937 г. и создание единого фронта КПК и Гоминьдана привели к отказу коммунистов от борьбы за свержение гоминьдановской власти и советизацию Китая. Советские районы страны были формально переданы под юрисдикцию гоминьдановского режима. Одновременно была преобразована Северо-Западная канцелярия, выполнявшая функции Центрального советского правительства, в правительство пограничного района Шэньси - Ганьсу - Нинся. По достижении внутреннего мира с Гоминьданом власти пограничного района теоретически должны были подчиняться гоминьдановскому правительству. Но с самого начала это подчинение было формальным. Пограничный район Шэньси - Ганьсу - Нинся стал играть роль образца для всех других освобожденных от японских захватчиков и номинально подчинявшихся гоминьдановскому режиму территорий. В этом районе было издано большое число законов и постановлений, в том числе Положение о браке в пограничном районе Шэньси - Ганьсу - Нинся (1946 г.). Данное Положение зафиксировало все то положительное, что было принято в годы движения под лозунгом Советов. Была добавлена статья, разрешающая национальным меньшинствам заключать браки в соответствии с национальными традициями, если они не противоречат установлениям принятого Положения. Детальную регламентацию получили условия расторжения брака одной из сторон. Мужу законодательно было запрещено возбуждать дело о разводе в период беременности жены8. Следует отметить, что наряду с принятием семейного права в пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся соответствующие положения разрабатывались и вводились в действие и в других подвластных КПК районах Китая. Отмена старого и принятие нового семейного права вызвали немалое количество разводов в пограничном районе, инициаторами которых в основном были женщины9. Большой общественный резонанс получило судебное разбирательство под руководством Ма Сиу. Судья опроверг ранее вынесенное решение, признававшее незаконным заключенный на основе любви, против воли родителей брак между девушкой и юношей из провинции Ганьсу10. В 1937 г. в Яньани (провинция Шэньси) открылся первый съезд женщин. На съезде была создана Федерация женщин пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся11. Благодаря действиям революционных властей Китая женщины наделялись правом участия не только в экономической, но и в общественно-политической жизни страны, что обеспечивало поддержку КПК в ее борьбе за власть. Ожесточенная война с Гоминьданом, отсутствие власти не территории всей страны, глубокий социально-экономический и политический кризис, господство традиций по-прежнему препятствовали КПК проводить в жизнь новое законодательство в сфере семьи и брака. Семейное право носило программный характер, действовало не в полном объеме - и лишь в отдельных регионах страны. Законотворческий опыт революционных баз Китая был активно использован руководством КПК в его дальнейшей деятельности после победы над Гоминьданом и образования КНР.
|