Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок проведения операций с расчетными документами, помещенными в картотеку
В картотеку к внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" (далее - картотека) подлежат приему: платежные поручения (требования-поручения) при наличии договора между банком-отправителем и клиентом, предусматривающего возможность приема к исполнению платежных поручений (требований-поручений), в случае отсутствия (недостаточности) средств для их оплаты на текущем счете плательщика; платежные требования, оформленные для осуществления переводов белорусских рублей (в том числе оформленные на основании исполнительных документов) и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств; платежные требования, оформленные на основании исполнительных документов для осуществления переводов иностранной валюты и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств. Срок нахождения в картотеке расчетных документов, в которых в поле " Очередность платежа" указана цифра " 1", составляет шесть месяцев, иных документов - один месяц. Более длительный срок нахождения расчетных документов в картотеке определяется в договоре между банком-отправителем и плательщиком. Расчетные документы, подлежащие приему в картотеку, приходуются по внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" и помещаются в картотеку к указанному счету. Учет расчетных документов по внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" ведется по плательщикам в разрезе открытых им счетов. В случае изменения номера счета плательщика в период нахождения расчетного документа в картотеке к внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" ответственный исполнитель банка исправляет номер счета, указанный в расчетном документе. Исправление заверяется подписью ответственного исполнителя. На всех экземплярах расчетного документа, помещенного в картотеку, проставляется штамп о помещении его в указанную картотеку. По платежным поручениям на перечисление денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и платежным требованиям, помещенным в картотеку к внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок", ответственным исполнителем банка-отправителя составляются извещения о помещении расчетного документа в указанную картотеку, которые не позднее следующего рабочего дня с даты помещения расчетного документа в картотеку направляются в банк-получатель для выдачи бенефициарам (взыскателям). В извещении указываются: дата, номер, сумма (в соответствующих случаях - сумма акцепта) расчетного документа, помещенного в картотеку; наименование и номер счета плательщика, наименование и номер счета получателя, дата помещения расчетного документа в картотеку, дата извещения, а также иная необходимая информация. Извещение заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя. Извещения могут быть переданы в банк-получатель в электронном виде. Данные извещения заверяются электронной цифровой подписью или тестирующим ключом банка-отправителя. По расчетным документам, оплаченным частично до помещения в картотеку, извещения не составляются. Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в порядке их оприходования по внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок", если иная очередность не установлена законодательными актами Республики Беларусь. Плательщик может предоставить право банку-отправителю начислять и уплачивать (за счет плательщика) неустойку (пеню, штраф) по расчетным документам, помещенным в картотеку, в порядке и размере, определенных в договоре между ними. Начисление и отражение по внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" суммы неустойки (пени, штрафа) может производиться после осуществления каждого частичного платежа или при осуществлении последнего частичного платежа по расчетному документу. Уплата всей начисленной неустойки (пени, штрафа) производится после осуществления последнего частичного платежа по расчетному документу в очередности платежа по расчетному документу, если иная очередность уплаты неустойки (пени, штрафа) не установлена законодательными актами Республики Беларусь. Расчетный документ находится в картотеке до уплаты всей начисленной неустойки (пени, штрафа). При поступлении средств на текущий счет плательщика в сумме, не достаточной для полной оплаты расчетного документа, банк производит его частичную оплату. На сумму частичного платежа составляется мемориальный ордер, в поле " Назначения платежа" которого указываются: наименование расчетного документа, по которому производится частичная оплата, его номер, дата и сумма; назначение платежа (наименование платежа, товара, работы, услуги); наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа (в случае наличия данной информации в расчетном документе); другая дополнительная информация о деталях платежа. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров расчетного документа, по которому производится частичная оплата. Ответственный исполнитель банка-отправителя на оборотной стороне всех экземпляров расчетного документа отдельно ведет учет сумм частичных оплат и начисленной неустойки (пени, штрафа). При осуществлении каждого частичного платежа по расчетному документу делается запись о дате частичного платежа, сумме частичного платежа, сумме остатка к платежу, которая заверяется подписью ответственного исполнителя. При начислении неустойки (пени, штрафа) делается запись о дате начисления и начисленной сумме, которая заверяется подписью ответственного исполнителя. При окончательной оплате расчетного документа на всех его экземплярах сумма расчетного документа зачеркивается, рядом указывается сумма последнего платежа. На всех экземплярах исполненных расчетных документов проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя. Суммы, в которых расчетный документ оплачивается (суммы частичных платежей по расчетному документу), отражаются по расходу внебалансового счета " Расчетные документы, не оплаченные в срок". Платежные поручения, платежные требования (при акцептной форме инкассо), требования-поручения, находящиеся в картотеке, могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению плательщика. Платежные требования (при безакцептной форме инкассо) могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению взыскателя. Исполнение платежного требования с исполнительным документом может быть приостановлено по заявлению взыскателя, по заявлению плательщика на основании документа органа, выдавшего указанный исполнительный документ (его вышестоящего органа). При этом платежное требование с исполнительным документом и документом о приостановлении взыскания находится в картотеке до срока его исполнения, но не более срока, нахождения документов в картотеке. Под полным отзывом понимается отзыв расчетного документа в полной сумме. При частичном отзыве происходит уменьшение суммы, подлежащей уплате. Для отзыва расчетных документов, находящихся в картотеке: плательщик представляет в банк-отправитель заявление в произвольной форме, заверенное оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. На заявлении ответственный исполнитель проставляет дату его предъявления, свою подпись, штамп банка; взыскатель представляет в банк-получатель заявление в произвольной форме, заверенное оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. На заявлении ответственный исполнитель банка-получателя проставляет дату его предъявления, свою подпись, штамп банка. Заявление направляется для исполнения в банк-отправитель. На поступившем заявлении ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет дату его предъявления, свою подпись, штамп банка. При полном отзыве расчетного документа банк-отправитель производит возврат документа в день поступления заявления или на следующий банковский день, если заявление поступило по окончании банковского дня. При этом на первом экземпляре расчетного документа указывается дата отзыва, делается надпись о причине возврата без исполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка. Первый экземпляр платежного требования (с приложением в соответствующих случаях исполнительного документа) направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару (взыскателю). В исполнительном документе, приложенном к отзываемому платежному требованию, банком-отправителем делается отметка об общей сумме частичной оплаты, которая заверяется штампом банка, подписями ответственного исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль). Первый экземпляр платежного поручения (требования-поручения) возвращается плательщику. Второй экземпляр платежного требования, копия первого экземпляра платежного поручения (требования-поручения) или в соответствующих случаях его третий экземпляр и заявление помещаются в документы дня банка-отправителя. Сумма расчетного документа отражается по расходу внебалансового счета " Расчетные документы, не оплаченные в срок". При частичном отзыве расчетного документа сумма, в которой расчетный документ отзывается, указывается на обороте всех экземпляров расчетного документа, а также делается надпись о частичном отзыве со ссылкой на номер и дату заявления. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя. Сумма, в которой расчетный документ отозван, отражается по расходу внебалансового счета " Расчетные документы, не оплаченные в срок", заявление о частичном отзыве расчетного документа помещается в документы дня. При полном или частичном отзыве плательщиком из картотеки поручений, оформленных на перечисление платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ответственным исполнителем банка составляются извещения об отзыве расчетных документов из картотеки, которые не позднее следующего рабочего дня направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. В случае изменения номера счета бенефициара (взыскателя), реквизитов банка-получателя в период нахождения платежного требования (при безакцептной форме инкассо) в картотеке к внебалансовому счету " Расчетные документы, не оплаченные в срок" бенефициар (взыскатель) может изменить необходимые реквизиты путем представления банку-получателю заявления, заверенного подписями лиц и оттиском печати согласно заявленным в банк образцам. В заявлении должны быть указаны номер, дата и сумма платежного требования. Ответственный исполнитель банка-получателя на заявлении проставляет штамп банка, свою подпись и направляет его в банк-отправитель. На основании заявления бенефициара (взыскателя) ответственный исполнитель банка-отправителя исправляет указанные реквизиты. Исправление заверяется подписью ответственного исполнителя. Заявление помещается в документы дня вместе с исполненным расчетным документом. Изъятие банком без исполнения расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется: по истечении срока нахождения расчетного документа в картотеке; при закрытии текущего счета клиента в банке; при ликвидации плательщика, открытии в отношении плательщика конкурсного производства; в иных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь. Суммы расчетных документов, изымаемых из картотеки отражаются по расходу внебалансового счета " Расчетные документы, не оплаченные в срок". На всех экземплярах расчетных документов делается отметка о причине их изъятия без оплаты, которая заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и штампом банка. При закрытии текущего счета клиента в банке и открытии им счета в другом банке на всех экземплярах платежных требований дополнительно указываются наименование и код данного банка. Первые экземпляры изымаемых платежных требований с приложенными в соответствующих случаях исполнительными документами возвращаются в банк-получатель для выдачи бенефициару (взыскателю). В исполнительном документе, приложенном к изымаемому платежному требованию, банком-отправителем делается отметка об общей сумме частичной оплаты, которая заверяется штампом банка, подписями ответственного исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль). Оставшиеся экземпляры расчетных документов помещаются в документы дня банка-отправителя. Первые экземпляры изымаемых платежных поручений (требований-поручений) направляются плательщику (антикризисному управляющему или ликвидационной комиссии, или иному уполномоченному органу). Копия первого экземпляра платежного поручения (требования-поручения) или в соответствующих случаях его третий экземпляр помещается в документы дня банка-отправителя. При изъятии из картотеки поручений, оформленных на перечисление платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды, ответственным исполнителем банка-отправителя составляются извещения об изъятии расчетных документов из картотеки, которые не позднее следующего банковского дня направляются бенефициарам. В извещении указываются: дата, номер, сумма расчетного документа, сумма, в которой расчетный документ изъят из картотеки; наименование и номер счета плательщика, наименование и номер счета получателя, дата изъятия расчетного документа из картотеки, дата отсылки извещения, а также иная необходимая информация. Извещение заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка. При изъятии расчетных документов из картотеки уполномоченными органами банк составляет опись изымаемых расчетных документов. Опись составляется в трех экземплярах. Каждый экземпляр описи заверяется подписями главного бухгалтера или уполномоченного им лица и ответственного исполнителя; экземпляры, подлежащие выдаче из банка, должны содержать штамп банка. Один экземпляр описи остается в банке и помещается в мемориальные документы при расходном внебалансовом ордере. Первые экземпляры расчетных документов с приложенными в соответствующих случаях исполнительными документами и экземпляр описи передаются представителю уполномоченного органа под роспись на экземпляре описи, остающемся в банке. На оставшихся в банке экземплярах расчетных документов делается запись об их изъятии уполномоченными органами. Третий экземпляр описи с приложенными в соответствующих случаях третьими экземплярами расчетных документов выдаются плательщику; вторые экземпляры платежных требований направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. Изъятие расчетных документов из картотеки без исполнения не означает списания дебиторской (у бенефициара) и кредиторской (у плательщика) задолженности. Дальнейшее взыскание задолженности получателем средств осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вопросы для самоконтроля 1. Какое назначение картотеки «Расчетные документы, не оплаченные в срок»? 2. В течение какого срока расчетные документы могут находиться в картотеке? 3. Как осуществляется полная оплата платежных инструкций из картотеки? 4. Как осуществляется частичная оплата платежных инструкций из картотеки? 5. Какой порядок изъятия платежных инструкций из картотеки отозванных в полной сумме? 6. Какой порядок изъятия платежных инструкций из картотеки отозванных частично по заявлению плательщика? 7. В каких случаях изымаются из картотеки расчетные документы без исполнения?
|