Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции интеграции

Американские ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции.

1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между страна­ми-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные та­рифы сохраняются.

2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.

3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характерис­тики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства.

4. Экономический союз унифицируется стратегия экономи­ческого развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономи­ческого союза.

В других исследованиях добавляется пятая форма — платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «эконо­мический и валютный союз».

Однако четкой системы форм межгосударственной экономи­ческой интеграции пока не сформировалось.

Следует отметить, что первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном пони­мании — это преференциальная зона, в рамках которой поддержи­вается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ря­да лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохо­зяйственным товарам либерализация носит ограниченный харак­тер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номен­клатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциа­ции свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южно­го конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного морато­рия на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин пре­дусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обяза­тельства в рамках «Уругвайского раунда», совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспо­сабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональ­ных систем управления или принятия специальных общих реше­ний. Все решения, как правило, принимаются высшими должнос­тными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руко­водителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординиро-ванность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Следующей ступенью международной экономической интегра­ции является таможенный союз — соглашение двух или более госу­дарств об упразднении таможенных пошлин, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

— статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;

— динамические — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эф­фект создания торговли» и «эффект отклонения торговли».

«Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источни­ка поставки товара на более эффективный внешний источник.

В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции,, увеличивается.

«Эффект отклонения торговли» по сути является противополож­ным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне-интеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный.

Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в це­лом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приво­дил к увеличению торговли между странами на 2, 4%, т.е. на 0, 3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» прак­тически отсутствовал.

Следует отметить, что среди российских и зарубежных специа­листов нет единства в отношении определения зоны свободной торговли и таможенного союза. Например, по мнению О. В. Чер-ковца, зона свободной торговли представляет собой более высокую стадию межгосударственного экономического сотрудничества, поскольку предусматривает в качестве конкретной цели формиро­вание единого торгового пространства, внутри которого были бы уже полностью отменены (сразу или по истечении некоторого фиксированного времени) пошлины во взаимной торговле, а нета­рифные ограничения составляли бы часть заранее согласованной торговой политики'. Основным аргументом такого утверждения выступает исторический аспект этой проблемы. Действительно, первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполага­лось, что такая защита будет способствовать ускорению экономи­ческого роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок.

Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетариф­ных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспош­линную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-члена­ми и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам.

В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные по­токи с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это да­ет импульс к изменению структуры потребления и производства.

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах таможенного союза внешний тариф на ка­кой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, су­ществовавшего до возникновения данной интеграционной струк­туры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам та­моженного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутриин-теграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических по­сылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разра­ботке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработ­чиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Про­изводство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже отме­чалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обуслов­ливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и сов­местному осуществлению координационных мер требует сущест­венного пересмотра подходов к развитию многих отраслей нацио­нальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима ко­ординация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в перего­ворах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также, что функционирование таможен­ного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-та­рифной политики для всего спектра производимых и потребляе­мых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы эконо­мики'. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает дви­жение на микроуровне, обеспечивающее производственную интег­рацию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых по­рах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслужи­вающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Качественно более высокой ступенью интеграции является общий рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта кото­рого могут быть сделаны практические выводы и оценки.Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание таможенного союза в общий рынок обусловлива­ется как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий по обмену, су­ществуют нетарифные: различия в технических нормах, законода­тельная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиде­лось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вста­вал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркива­ют, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, каса­ющихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обяза­тельных крупных задач. Первые две задачи решаются на ранних эта­пах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к треть­им странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку.

Третья задача — разработка общей политики развития отдель­ных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осущес­твляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при пе­реходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определе­ны сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Эти экономические шаги обусловливают согласование серьез­ных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предот­вращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естес­твенно, тем самым предопределялась необходимость формирова­ния специальных, в том числе наднациональных, органов управле­ния и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свиде­тельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рам­ках общего рынка, как это видится с позиций ЕС, будет осущест­вляться с помощью уже «наработанного» инструментария, кото­рый заключается в следующем:

1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обяза­тельными к применению в государствах-членах.

2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения.

3. Решения обязательного характера, предписывающие соверше­ние определенных действий государству-члену группировки, юриди­ческому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции — край­не существенное звено в интеграционной «системе обеспечения», поэ­тому именно эти решения должны обязательно выполняться.

4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы. Создание общего рынка должно представлять собой подлинно единое экономическое, правовое и информационное пространство и дать импульс для перехода интеграционной группировки к ка­чественно новой ступени — экономическому союзу. Следует отме­тить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов этого этапа межгосударственной экономической интеграции, немного. Практически отсутствует опыт для обобще­ний и выводов. Как известно, в Европе общий рынок был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платеж­ного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это — межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся. В роли последней может выступать как одна из действующих валют стран-участниц такого соглашения, так и специально установленная новая валют­ная единица. Здесь также подразумевается элемент плановости в хозяйственной деятельности на государственном уровне и даже с предпосылкой его выхода на международный уровень, ибо подоб­ная форма межгосударственного взаимодействия предполагает не только уже сам по себе высокий достигнутый уровень торгово-экономических связей между странами, отсутствие у них политичес­ких обид и взаимных претензий, но и способность и возможность поддерживать в будущем согласованную валютно-финансовую по­литику, прогнозировать и по возможности преодолевать различ­ные катаклизмы на мировых и региональных валютных рынках и даже влиять на них.

Обычно считается, что составной частью платежного союза выступает валютный союз, когда сотрудничающие страны договариваются не обо всей организации взаимных платежей, проведении согла­сованной валютно-финансовой политики и использовании общей ва­люты, но для начала решают какой-либо одни вопрос — обычно или по согласованию платежей, или по введению общей валюты.

Функционирование экономического союза в Европейском Со­юзе как единственном мировом аналоге подобного интеграцион­ного формирования в настоящее время в схематичном виде выгля­дит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом эконо­мического развития каждой страны и Союза в целом. При несоот­ветствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, стра­ны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государствен­ного бюджета, и за этим установлен контроль.

Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической интеграции является переход от общего рынка че­рез экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу — единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро».

Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего последовательное прохождение различных ста­дий, показывает, что ориентация на более высокие формы интег­рации в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отноше­ний. Именно поэтому не выдержали испытания практикой и вре­менем и оказались малоэффективными такие известные в 70—80-е годы амбициозные супергруппировки, как латиноамериканские ЭКЛАК, ЛАЭС и АЛАДИ, а также «Андская группа» (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и Перу), созданные по принципу ге­ографический близости, без должной проработки взаимных инте­ресов и реальных возможностей партнеров. Уход со сцены «бумаж­ных» интеграционных союзов характерен также и для Африки, где вследствие ухудшения общеэкономического положения большин­ства государств тропической части континента не смогли наладить сколько-нибудь эффективного сотрудничества несколько группи­ровок в центральной и южной его частях. Доля взаимной торговли у многих из этих стран чрезмерно мала и не превышает 3% от вели­чины их общего товарооборота, причем за прошедшую четверть ве­ка данный показатель кое-где даже уменьшился.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практичне використання у викладанні | Концепция
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал