Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по работе с дефицитарными функциями и работе с гневом






Что такое дефицитарные функции? Сам термин «дефицитарный» дает ответ на этот вопрос – это те функции, которые недостаточно сформированы у ребенка, в правильной работе которых он испытывает недостаток, дефицит. У ребенка с СДВГ к таким функциям относятся дефицит внимания, дефицит контроля поведения, чрезмерная двигательная активность, эмоциональная нестабильность, в том числе – склонность к проявлению гневных вспышек.

Основное правило при работе с дефицитарными функциями заключается в следующем: коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Говоря ребенку «Сиди тихо, не отвлекайся и слушай меня», вы ставите перед ним три взаимоисключающих для него задачи. Ему невозможно быть одновременно и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. Поэтому тренировки нужно начинать постепенно. Можно начать, например, с тренировки внимания – регулярно выполнять с ребенком упражнения, направленные на развитие произвольного и непроизвольного внимания, играть в игры на внимательность. Это могут быть спокойные игры (например «Найди десять отличий», «Корректор» и т.п. – примеры игр смотрите в главе «Игры»), а могут быть и подвижные игры («Повтори движение», «Обмани Ушко», «Обмани глазки» и т.п.).

Когда вы убедитесь, что ваши занятия дают устойчивый положительный эффект, то можно переходить к тренировке другой функции, например, контроля поведения, а уже потом – на совмещение двух функций – внимания и контроля поведения одновременно.

Наблюдение за поведением гиперактивных детей показывает, что общее развитие такого ребенка напрямую зависит от его двигательного развития. Формирование таких, на первый взгляд не связанных с движением, функций, как речь, интеллект и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, напрямую зависит от его двигательной развитости. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка. Далее мы приводим несколько комплексов упражнений, направленных на развитие дефицитарных функций и на двигательную коррекцию.

М.М. Чистякова в книге “Психогимнастика” отмечает, что для таких детей полезны занятия психогимнастикой. Изобразительная деятельность и музыка – это дополнительные средства общения, которые помогают установить контакт с гиперактивным ребенком, облегчить его понимание, помочь «достучаться» до него.

Раз уж мы заговорили об изобразительной деятельности, то отметим, что психологи-практики говорят, что очень часто, когда ребенка с СДВГ просят нарисовать свой дом, свою семью, то он начинает с мелочей, домашних животных, обстановки, затем переходит к членам семьи, а самого себя очень часто не рисует вообще. Когда же его спрашивают «А где же ты?» он отвечает – «А я гуляю» или «Я обедаю», «Я делаю уроки» и т.п. Такие рисунки очень явно свидетельствуют о том, что ребенку не хватает внимания и тепла в семье. Кстати, этот простой тест вы можете проделать и сами. Предложите ребенку «Давай нарисуем нашу семью» и посмотрите, как он это сделает. Конечно, в деталях интерпретировать рисунок может только специалист, но кое-что может оказаться понятным само собой. По величине фигурок, по их местоположению относительно друг друга, по цветам, которые выбирает ребенок для разных членов семьи можно понять как ребенок мироощущает себя в семье, кто является для него главным членом семьи, кого он больше всего любит, кого опасается и т.п. Результаты этого теста могут неприятно удивить вас, довольно явно отразив общую тревожность, заниженную самооценку, недостаток внимания и любви со стороны взрослых.

Зарубежные психологи (В. Оклендер) предлагают еще одну тактику работы с гиперактивными детьми. Они рекомендуют использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снятие или сглаживание напряжения достигается через тихие игры, занятия с природными материалами: глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Неторопливая беседа, чтение книг, рисование или игра в тихие игры под неторопливую спокойную музыку также помогут снять напряжение, настроить ребенка на более мирный, созерцательный лад.

Следование за интересами ребенка предполагает внимательное наблюдение за тем, что интересует и волнует вашего малыша в настоящий момент, что его увлекает, что кажется занимательным, а что, наоборот, - скучным. Предполагается немедленное использование результатов таких наблюдений – если вы видите, что какой-то предмет заинтересовал вашего ребенка, подойдите к нему, обсудите какой он формы, какого цвета, для чего используется, попробуйте потрогать и т.п.

В. Оклендер считает, что наличие эмоционального контакта между гиперактивным ребенком и взрослым – уже может снизить проявление симптомов гиперактивности. Он пишет: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». Данное наблюдение является еще одним подтверждением того, что в терапии (лечении) СДВГ главную роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими его взрослыми. Конечно, дать таблетку проще и, как нам кажется, надежнее, но самое главное, что нужно вашему ребенку – это ваша безусловная любовь, доверие и приняте его таким, каким он родился.

Коррекция дефицитарных функций может проводится через игру – наиболее естественный и привычный для ребенка вид деятельности. Однако, играя с гиперактивным ребенком, помните, что они не всегда понимают границы дозволенного, поэтому следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль (упражнения и игры на релаксацию также смотрите в разеделе «Игры»).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал