Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помни, что ты только человек ! Как и всякий другой…».Стр 1 из 4Следующая ⇒
План. 1. Национальный фактор в процессе воспитания. 2. Понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ. 3. Воспитание культуры межнационального общения. 4. Литература. 1.Декларация принципов толерантности.// Первое сентября., 2000, 16сентября. 2.Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения.//Педагогика, 1996, №6. 3.Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на Дону.: 2002, с149-194. 4.Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения.- Волгоград.: 2004. 5.Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.- М.: 2000. 6.Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности.-В-д.: 2002. 7.Погодина А.А Толерантность: термин, позиция, смысл, программа.- http: // www. l september. ru / ru / his / 2002 / 11 / 2. htm 8. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность.// Семья и школа. 2001, №11-12, с32-35. 9.
Национальный фактор в процессе воспитания. 20 век был веком войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть и принимать общечеловеческие идеалы и ценности. Поэтому ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие 21 века десятилетием культуры мира и ненасилия, а день 16 ноября был объявлен Международным Днём Толерантности (в 1995г.). Поэтому задача воспитания толерантности и культуры межнациональных отношений становится архи-актуальной. Из истории Древнего Рима до нас дошли слова, взятые из ритуала римских полководцев: «Помни, что ты только человек!..». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать важнейший жизненный принцип для любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации, религии, возраста. Он, этот принцип, предостерегает нас от попыток применения насилия, давая одновременно понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир, насильственно его изменять, подчинять себе и так далее. Помни, что ты только человек! Как и всякий другой…». Это особенно актуально для многонационального государства, каковым является Россия. В многонациональном государстве бок о бок живут различные общности людей не только с разными культурными ценностями, разным социальным опытом, различными религиозными верованиями, но и -с биологическими различиями (разные физиологические характеристики, специфика гормональных процессов и питания), -с особенностями в психической структуре личности (специфика темперамента, характера, мышления и пр.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. И, даже ассимилируясь в полиэтническую среду, каждый этнос сохраняет свою специфику и оригинальность, следуя принципу: «Принимать культуру других народов, сохраняя свою».
Если проследить эволюцию взглядов на проблему национального фактора в воспитании, то можно отметить, что: -в середине 19 – начале 20 века её предполагалось решать на основе принципа народности, выдвинутого К.Д.Ушинским. Суть: школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и специфическими особенностями именно этой страны, перенос чужого опыта приведёт к провалу. До октября1917года народы России имели не государственную, а культурную автономию (административно страна делилась не на национальные республики, а на территориальные губернии и края, составляя тем самым единое государство). -Октябрь 17года внёс путаницу в понимание национального вопроса, предоставив право нациям не только на самоопределение (культурное самоопределение они имели и в царской России), но и на отделение(чего нет ни в одной стране). И как результат – в России встала проблема межнациональных отношений. Чтобы её решить, в советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные уникальные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов СССР. Возник даже лозунг: новая общность – советский народ! -В 80ые годы 20века социологи (но пока не педагоги !) начинают исследовать культуру межнациональных отношений.
Национальный вопрос – одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. По последней переписи в России сегодня бок о бок живут 116 народов с числом жителей более 200 человек (1989г.).
На рубеже веков в педагогической науке сложились несколько концепций учёта национального фактора в процессе воспитания: Теория многокультурного образования (Дмитриев Г.Д.) - Основное понятие данной теории – толерантность. Цель образования – формирование толерантности, -то есть терпимого и уважительного отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы и пр.
Это – главное условие воспитания, а также внутренней свободы человека, возможностей его самореализации. Задача педагога – организовывать взаимодействие, помогать разрешать конфликты, взаимно обогащать представителей разных культур, разъяснять демократические нормы и права человека, создавать атмосферу доброжелательности, терпимости, уважения и пр.
Культурологический подход (Библер В.С., Бондаревская Е.В.). Основные понятия – культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается очень широко: как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, в том числе ценностные ориентации, духовные и реальные возможности и пр. Национальная культура включает в себя: -специфическое отношение к окружающему миру, -социально-бытовую специфику, -специфику форм деятельности (в т.ч. труд, искусство и пр), -религиозные верования, -отношение к другим этническим группам. Таким образом, в центре культуры и её проблем находится человек как представитель определённой культурной общности. Культура, включающая общечеловеческий, общенациональный, региональный, личностный аспекты, - рассматривается как важнейший фактор развития человека. Главное средство воспитания – создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определённой национальной культуры. Однако, такая среда не должна замыкаться на конкретной культуре, а должна способствовать взаимодействию разных культур и их представителей. Задача для педагога – освоить способы такого взаимодействия. При этом – формы и методы воспитания должны отвечать, или не противоречить, народным традициям, особенностям национальной культуры.
Аксиологический подход (Петровский А.В., Шиянов Е.Н.) Основное понятие - ценности. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира.
Человек рассматривается в ней как высшая ценность. Окружающий нас мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет всё человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя этноса. Выделяют: ценности-цели, и ценности-средства, включающие в свою очередь ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Кроме этого выделяют: -общечеловеческие ценности, -общенациональные ценности, -местные ценности, -традиционные ценности конкретного образовательного учреждения, -личные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости. Эти ценности и необходимо формировать в процессе воспитания.
Эти три концепции тесно связаны друг с другом.
В целом, национальный фактор играет огромную роль в процессе формирования личности ребёнка, а значит – накладывает отпечаток и на организацию воспитательного процесса. Этнопсихологические и этнокультурные особенности детей определяют: -своеобразие форм и методов воспитательных воздействий, их сочетание:, -продолжительность воспитательных воздействий; -соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; -характер и форму предъявляемых требований и пр. Особая роль в воспитании принадлежит традициям: социальным, бытовым, религиозным и так далее. Всё это необходимо учитывать в работе с детьми разных национальностей.
Приведём примеры некоторых этнопсихологических и этнокультурных характеристик: А)- положительные черты; Б) -негативные черты; В) -отношение к национальным традициям и обычаям.
Главное, что следует объяснять детям с самого раннего возраста, - это то, что не существует плохих и хороших наций. Хорошие же и плохие люди есть у любой нации. Не существует «больших» и «малых» народов. Все народы равны, уникальны, интересны и своеобразны. Все – бесценные творения Природы (Творца?). Можно говорить лишь о численности, но никак не о малозначительности. Формы воспитательной работы, в основе которых лежат народные традиции, должны быть обращены к эмоциям и чувствам детей и подростков, и способствовать выработке целостного взгляда на культуру народов, населяющих планету Земля.
|