Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой, - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, - меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
8. Способность к эмпатии (как социальная чувствительность, т.е. способность верно судить о других людях). Интлерантные люди оценивают других людей «по себе», исходя из своих убеждений, т.е. тоже считают их, как и себя, интолерантными. Толерантные люди более точны в своих суждениях о других, более адекватно оценивают как толерантных, так и интолерантных. 9. Авторитаризм. Для интолерантной личности очень значима общественная иерархия и внешняя дисциплина. Её устраивает жизнь в упорядоченном авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жить в свободном демократическом обществе.
Таким образом, выделяют два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, желанием сильной власти. Толерантный путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и признающего других. Его хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Древние философы предостерегали: «Трёх вещеё нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения». Исходя из этого, определим основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности: 1).Необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде – в семье, в учебном заведении, на рабочем месте при участии всех заинтересованных лиц: родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ, и общества вцелом.
2).Образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, национальных стереотипов и пр, через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей-представителей разных этносов (культурное наследие, вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные ценности, черты характера). 3).Необходимо прививать детям открытые и уважительные отношения к другим людям, формировать понимание возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных- отличных друг от друга – культурных, религиозных, социальных сферах. 4).Заботиться о взаимопонимании и о создании такой атмосферы, в которой каждый бы ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствовал бы себя комфортно и защищено. 5).Изменить содержание дошкольного воспитания, наполнив его этнокультурным и планетарным компонентами, ведь именно в детстве на подсознательном эмоциональном уровне закладывается вектор отношения человека к другим людям. 6).Усилить гуманистическую парадигму школьного образования, заполнив вариативную часть Базисного учебного плана этнокультурными и планетарными компонентами (например, ввести уроки: «Музыкальный фольклор», «Этнография», «Культура края как часть общероссийской культура». «Математика как часть мировой культуры», «Мировые религии как часть культуры всего Человечества»), 7).Развивать новые акценты во внеурочной работе: фестивали национальных искусств, выставки национального народного творчества, праздники народных традиций и пр. 8).Практиковать новые формы работы с родительской общественностью: родительские национальные клубы, вовлечение их в общешкольные мероприятия итак далее.
Принципы, которых должен придерживаться педагог: -обучать ребёнка культуре мира, общечеловеческим законам бытия, опираясь на естественную возрастную природу ребёнка; -опираться на позитивный социально-культурный опыт этноса, в котором воспитывается ребёнок; -заботиться о создании условий для позитивного взаимодействия, взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп; -принцип самоценности ребёнка, принятия его таким, какой он есть; -принцип нравственной атмосферы («социального комфорта») в детском коллективе, обеспечение защиты детей от насилия, издевательства, байкотирования (ибо дети от природы способны на неосознанную агрессию по отношению к другим); -принцип «социального урока»: активизация детей в поиске решений проблемы детской агрессии (разигрывание ситуаций: агрессор – обиженный с вариантами выхода из них и пр.). Симптомы нетерпимости педагога по отношению к ребёнку: - амбициозность; -настороженность в общении; -раздражение; -повышенная чувствительность; -резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть); -дискриминирующее ребёнка поведение; -тактика запугивания; -негативная вербализация в адрес детей; -агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребёнку, к человеку, непохожему на самого педагога.
|