Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Во многих культурах понятие толерантность является своеобразным синонимом терпимости. В толковых словарях В.Даля и Д.Ушакова «толерантность» также толкуется как «терпимость», а глагол «терпеть» трактуется как «выносить, страдать, крепиться и пр.», то есть имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. И лишь в Преамбуле Устава ООН и в некоторых иностранных словарях трактовке «толерантности» придаётся действенный характер: «Быть толерантным, - значит проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Толерантность считалась добродетелью во все времена. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей; умение жить, не мешая другим; способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. «Толерантность – есть способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей, а также признание и уважение самих этих «других людей», которые отличаются от нас». (Устав ООН). В «Философском энциклопедическом словаре» 1997года «Толерантность» определяется как «терпимость к иного рода взглядам» и является: 1)признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций; 2)признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Такая трактовка «Т» и пояснение к нему свидетельствуют об активной позиции личности в таких процессах как: 1).Познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) - - и позиций другого (его взглядов…). Это гностический уровень «Т». 2).Определение тактики поведения и диалога с другим(и). - Это конструктивный уровень «Т». 3).Взаимодействие с другими при абсолютной автономизации (быть с другими и сохранять своё «Я»).-Это деятельностный уровень. 4).Анализ результатов взаимодействия.- - Это аналитико-результативный уровень «Т».
Уровни проявления толерантности личности.
Таким образом, понятие «Толерантность» хоть и отождествляется с понятием «терпения», но имеет более яркую активную направленность.
Толерантность, как качество личности, - не покорное терпение, и не пассивное покорение мнению других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости, пониманию и уважению других во имя взаимопонимания между этносами и социальными группами, а также во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Т олерантности, как качеству личности, соответствуют: -сотрудничество и дух партнёрства; -готовность мириться с чужим мнением; -уважение человеческого достоинства другого; -уважение прав других; -принятие другого таким, какой он есть; -способность поставить себя на место другого; -признание многообразия мира; -признание равенства других; -терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению, -отказ от доминирования, причинения вреда и насилия. «Помни, что ты только человек! Как и всякий другой…». Триада «Т»: уважение; симпатия (эмпатия); доброта.
Толерантность, как качество личности, имеет индивидуальную ценность, так как выполняет ряд функций в развитии человека: 1) «Т» предполагает адекватное отношение школьника к действительности, к конкретным ситуациям, поведению своему и окружающих, сл-но является важным регулятором поведения. 2) «Т» обеспечивает возможность формирования представления о себе, способствует расширению кругозора и развитию жизненного опыта, так как позволяет личности принять другие точки зрения и видения решения проблем. 3) «Т» способствует более успешной социализации личности, выработке эмоционально положительного отношения к совместной с другими деятельности. 4) «Т» является основой конструктивного взаимодействия с окружающими, и учащиеся учатся оценивать, планировать, прогнозировать, сопоставлять и пр. 5) «Т» направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям, угрожающим сохранности коллектива, и гарантирует его стабильность и неконфликтность его членов. Таким образом, толерантность как личностное качество, обеспечивает устойчивость индивидуальности человека, гармоничное развитие его личности в социуме, а также глубокое сущностное понимание того, что мир, окружающий нас, и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-либо пользу. Толерантность – основа для утверждения демократии, плюрализма и соблюдения прав человека; профилактика агрессивности, догматизма, тоталитаризма. Возвращаясь к тому, что главными компонентами внутреннего содержания понятия «толерантность» являются: -активная нравственная позиция личности (её социальное качество), -психологическая готовность к терпимости (психическое качество), зададим вопрос: откуда взять эти компоненты? Эти компоненты не берутся «из ниоткуда», и не являются врождёнными. Они: формируются, стимулируются, корректируются. Где? Кем? Как? – В процессе воспитательного взаимодействия.
Целью формирования вышеназванных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций и пр. В педагогике «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления, и приводящая каждое из их в новое состояние. Байбородова Л.В. выделяет 7 типов взаимодействия: 1) – диалог - эти три типа соответствуют 2) – сотрудничество позитивной толерантности 3) - опека -а также – 4) – подавление - эти типы приводят к негативным 5) –индифферентность проявлениям толерантности, либо 6) –конфронтация к её отсутствию. 7) –конфликт
Диалог (уровень толерантных убеждений). В диалоге проявляется индивидуальность каждого и постигается своеобразие другого, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через: -высокий уровень эмпатии (восприятие), -чувство партнёра, умение принять его таким, каков он есть, -отсутствие стереотипности в восприятии других, -гибкость мышления, а также через: -умение «видеть» свою индивидуальность, -умение адекватно оценивать свою личность. Такая характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом «Т» и уровнем толерантных убеждений. Своеобразием диалогового взаимодействия является то, что понимая других, мы понимаем себя. Этому следует учить с раннего детства, ибо «Д.В.» - первооснова позитивного социального опыта.
Сотрудничество (уровень толерантного поведения). Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование, совместное распределение сил и средств на основе возможностей каждого, совместное осуществление деятельности, совместный анализ. Сотрудничество, как уровень толерантного поведения, может быть охарактеризован следующими признаками: -контактность, -доброжелательность (отсутствие агрессии, в т.ч. и самоагрессии), -отсутствие тревожности, -мобильность действий, -вежливость (учтивость), -терпение, -доверительность, -социальная активность.
Опека (уровень толерантного отношения). Опека, понимаемая как забота, которая не унижает достоинства опекаемого, является естественной нормой взаимодействия. Опека-забота, как вид взаимодействия, возможна только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Опека-забота, как уровень толерантного отношения, характеризуется следующими признаками: -эмоциональная стабильность, -высокий уровень эмпатии, -экстравертность, -социальная активность, -умение прийти на помощь. Все признаки этих трёх типов взаимодействия - - диалога, - сотрудничества, - опеки-заботы, - характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, - то есть связаны с пониманием категории «свобода». Однако, если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести.
Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, - и рождается совестливое отношение к людям, к работе, к обязанностям. В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» -необходимое понятие, определяющее толерантные отношения взаимодействующих сторон, так как «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического многонационального государства.
Дадим ещё раз трактовку понятия «Толерантность», и определим для него основные критерии и показатели: Толерантность – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, пола, социальной среды, взглядов (когда позитивное взаимодействие реализуется через диалог, сотрудничество, опеку). Критерии «толерантности»: 1) Устойчивость - сформированность социально-нравственных мотивов - личности поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.
2) Эмпатия -адекватное представление о том, что происходит во - внутреннем мире другого человека.
3) Дивергентность - способность необычно решать обычные проблемы, - поведения задачи, ориентируясь на поиск нескольких вариантов решения.
4) Мобильность - способность к быстрой смене стратегии или тактики поведения с учётом складывающихся обстоятельств.
5) Социальная -готовность к взаимодействию в различных социальных активность межэтнических ситуациях с целью выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Отличия толерантной личности от интолерантной. (на основе работ Г. Оллпорта). Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их. 1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным»(представлением о том, каким Я хотел бы стать) и «Я-реальным»(представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причём не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. 2. Защищённость. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убеждённость, что с ней можно справиться – важное условие формирования толерантной личности. 3.Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой, многое объясняет астрологией. Стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него, обвиняя во всём других, или судьбу.
Толерантные люди убеждены, что судьба зависит не от звёзд, а от них самих. Они не перекладывают ответственность на других, несут её сами. 4. Потребность в определённости. Интолерантные люди делят мир на две части: чёрное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делят людей на «свои» и «чужие» группы. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, всё происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признаёт мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
|