![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы воспитания и их реализация
Известно, что принципы воспитания — это положения, вытекающие из целей воспитания и из природы воспитания. Это общие руководящие положения, требующие «последовательности действий, высокой степени общения», «принцип — мостик из теории в практику». Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания. В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы, если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно. Необходима программа воспитания, должны быть определены ее общие и конкретные задачи, учитываться психофизические особенности данной категории детей. Имеющаяся программа, ее содержание и конкретные направления воспитательной работы помогают раскрыть общие и коррекционные задачи воспитания. Основными направлениями воспитательной работы являются: - формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищенности; - создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья; - формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты; - развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность; - расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей. Все задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей. «Надо не смягчать трудности, вызванные дефектом, а направлять все усилия на его компенсацию». Общепедагогические принципы, такие, как гражданская направленность воспитания, действенность, непрерывность, единство воспитательных воздействий, воспитание в коллективе, находят полную реализацию и в системе специального воспитания. В качестве коррекционных, на наш взгляд, можно выделить следующие принципы: - оптимистическая перспективность воспитательного процесса; - коррекционно-развивающий характер воспитания; - комплексный подход и продуктивное воздействие на учащегося, воспитанника; - индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания; - требовательность, сочетаемая с уважением к личности. Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом. Остановимся на отдельных принципах коррекционного воздействия. Оптимистическая перспективность воспитательного процесса. Сущность этого принципа заключается в опоре на положительное в ребенке. Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько очень важных требований, которые можно сформулировать следующим образом: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться». Необходимо найти у ребенка положительные черты, развивать их. Следует проявить исключительное терпение к нуждам и запросам ученика, суметь организовать его деятельность таким образом, чтобы ослабить отрицательное и возвысить положительное. Поступательное развитие воспитанника — это и есть перспектива на будущее. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью. В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции —• индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива. В настоящее время выделяется несколько видов коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая. Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия. Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями». Принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося, воспитанника. Реализация этого принципа в процессе воспитания ученика с нарушениями интеллекта осуществляется в первую очередь: - на основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника; - с помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом. В качестве важных Г.М.Дульнев (1972), И.Г.Еременко (1985) выделяют следующие требования к деятельности педагога: - систематичность воспитательных воздействий; - согласованность в деятельности учителя, воспитателя, родителей, школы; - знание особенностей развития каждого ученика, индивидуальный подход к нему в процессе воспитания; - соблюдение преемственности и последовательности в процессе воспитательной работы; - нацеленность на положительный конечный результат. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение. Педагог должен учитывать особенности, которые присущи отдельной личности, такие, как уровень воспитанности, уровень понимания заданий, отношение к ним, возможность участия в мероприятиях класса, группы. Выполнение режимных моментов, заданий воспитательного характера, участие в тематических мероприятиях должны носить сугубо индивидуальный характер, а выбор их воспитатель осуществляет после предварительного анализа исходных данных путем включения конкретного индивидуума в разнообразную деятельность. Если состав учащихся (воспитанников) более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям, например по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии, пониманию значимости выполняемого задания, целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы, в которых в свою очередь можно выделить сильных, средних и вариативных учащихся, а по проявлению поведенческих расстройств — детей с повышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью (церебрастенический синдром), психопатоподобным поведением. Каждая конкретная группа нуждается в различных формах воздействия. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы. Если требования законны и понятны воспитанникам, они их легко выполняют. Требовательность должна основываться на уважении к личности воспитуемого. Дефект и условия, в которых прошло детство учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида, отразились на особенностях формирующейся личности. В значительной степени пострадали интересы, эмоции, характер, воля. По мысли Л.С. Выготского, нет дефективного обучения, как и воспитания; дефект не препятствие, он требует особого подхода. Необходимо помнить, что одновременно с дефектом возникают компенсаторные возможности для преодоления его последствий. Школьник с нарушением интеллекта развивается по тем же законам, что и нормальный. Воспитателю необходимо приложить все усилия для развития его личности, проявить заботу и уважение к ней.
|