Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса. До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет. Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы (3. К. Шнекендорф и А. А. Елизаров, 1989), другие — способ организации действия коллектива — мероприятия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993; М.И.Шилова, 1990; Н.Е.Щуркова, 1988; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.). В теории воспитания детей с нарушениями интеллекта (Г. М. Дульнев, И.Г.Еременко, А.Н.Граборов, Х.С.Замский, Н.Л.Коломинский и др.) считают, что выбор форм и соответственно мероприятий должен определяться: - решением общих и коррекционных задач воспитания; - особенностью нейродинамики воспитанника; - его индивидуальными возможностями и уровнем воспитанности; - практической направленностью каждого конкретного мероприятия. Мероприятия должны реализоваться как целенаправленное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Само мероприятие может выступать как форма воспитательной деятельности. В процессе воспитания необходимо создавать такие ситуации, которые выступают как составные части воспитательного процесса. «... Словесные средства воспитания имеют место в практике вспомогательных школ, но необходимо подчеркнуть, что вербализм в воспитательной работе не лучший способ воздействия на ребенка, надо использовать самые разные формы: самообслуживание, шефство, включение в производительный труд» '. В связи с разнородностью состава воспитанников в коррекционной школе необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания. Они реализуются как во внеклассной работе (дни здоровья, утренники тематического характера, викторины, соревнования, вечера отдыха, походы), так и в системе дополнительного образования (кружок бальных танцев, кукольный театр, спортивные секции, студии художественной вышивки, инкрустации, мягкой игрушки). К сожалению, системой дополнительного образования охвачены в основном сильные учащиеся, хотя занятия вне школы являются хорошим средством интеграции ученика с нарушением интеллектуального развития в общество. Дополнительное образование как массовая форма воспитания способствует реализации творческих возможностей умственно отсталых детей.
|