![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школы VIII вида. Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвычайно сложна
Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вторичных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается |на учебе, поведении. Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз-1витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприятия. К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к условием коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность. По мере обучения мышление и речь корригируются, но остаётся еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать предметы. Ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручениям, участвуют в простейших видах трудового процесса, овладевают гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты, резко меняются взаимоотношения в детском коллективе. Ниже представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие. 2. Формирование целостного отношения к природе. 3. Развитие коммуникативных навыков. 4. Культура поведения, общения.
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на земле. 2.Один день природы. Экологическая культура. 3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц. 4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья и физическое развитии 1. Формирование бытовых умений и навыков. 2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания. 3. Труд как вид отдыха. 4. Труд как помощь другому человеку.
Трудовая диагностика, ручной труд 1. Формирование бытовых умений и навыков. 2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания 3. Труд как вид отдыха. 4. Труд как помощь другому человеку. 5. Умственный труд. Культура умственного труда.
Формирование отношений к стране, государству, человеку 1. Человек и его отношение к себе и другим. 2. Родина. Отношение к Родине. 3. Различия людей в обществе. 4. Память о героях. Отношение к ним. 5. Общение людей в обществе.
Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образования. Система дополнительного образования направлена на удовлетворение потребности детей в саморегуляции личностного характера, творчестве в определенных видах деятельности. В условиях специального образования дополнительное образование осуществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов по интересам. Деятельность учащихся 7 — 10 лет школы VIII вида должна быть посильной для Них, удовлетворять их запросы, носить в основном игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическом планировании может представить каждое направление по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям Личностное развитие 1-я четверть 1. Мой учебный день. 2. Мои друзья по классу. 3. Это наши книжки. 4. У нас все умеют писать, читать, считать. 5. Я — школьник. 6. Мы дружны, нам все интересно. 2-я четверть 1. Всегда надо говорить правду. 2. В нашей группе всем хорошо. 3. Я могу помочь другим. 4. Мои первые оценки. 5. Наши поручения. 3-я четверть 1. Уважай мнение другого. 2. Помоги, тебе тоже помогут. 3. Ты стал на год старше. 4. В классе много интересных дел. 5. Что надо сделать во время каникул. 4-я четверть 1. У нас скоро закончится учебный год. 2. Мои успехи и неудачи. 3. Надо много успеть сделать. 4. Спасибо школе, моим друзьям. 5. Все будет только хорошо.
Указанные подходы к реализации комплексной программы требуют подведения итогов в виде этических бесед, детского утренника. Человек и окружающий мир 1-я четверть 1. Источники жизни на Земле. 2. Что нас окружает, забота о природе. 3. Отношение человека к животным. 4. Зимние забавы. 5. Законы природы. 2-я четверть 1. Жизнь леса. Человек и лес. 2. Человек как часть природы. 3. Чем полезен лес? 4. Реки, моря. С чего начинается река? 5. Растения леса. 3-я четверть 1. Погода. Что значит: тепло — холодно, воздух — ветер, снег — дождь? 2. Картины леса. Школьники — друзья леса. 3. Что дарит человеку природа? 4. Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения. 5. Животные лесов. 4-я четверть 1. Человек — друг полей, лесов и морей. 2. Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк. 3. Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас. 4. Человек и животный мир. 5. Источники жизни.
Охрана здоровья и физическое развитие 1-я четверть 1. Гигиена — главное санитарное требование. 2. В здоровом теле — здоровый дух. 3. Уход за кожей. 4. Предметы личной гигиены. 5. Утренняя зарядка. 6. Физические упражнения, правильное их использование. 2-я четверть 1. Игра — здоровье — дружба. 2. Гигиена мальчика. 3. Гигиена девочки. 4. Уход за одеждой, обувью. 5. Игры во дворе, на площадке. 3-я четверть 1. Зимние забавы. 2. Требования к соблюдению гигиенических условий жизни. 3. Система правильного питания. 4. Обувь и заболевания ног. 5. Здоровье — красота. 4-я четверть 1. Как избежать травмы. 2. Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться. 3. Уход за волосами, руками, лицом. 4. Игра в зале. Требования. 5. Сильные, ловкие, смелые.
Трудовая диагностика, ручной труд 1-я четверть 1. Листья в лесу. 2. Что нас окружает в школе. 3. Экскурсия в школьные мастерские. 4. Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых). 5. Лес осенью. Наша помощь. 2-я четверть 1. Я готов к занятиям в школе. 2. Я люблю водные процедуры. 3. Дружно встретим Новый год. 4. Герои сказок (итоги студии «Поделки»). 5. Только в труде можно выразить себя (3 —4-е классы). 3-я четверть 1. В труде рождаются сказки. 2. Мой трудовой день. 3. Праздник умелых, находчивых. 4. Это мы готовим птицам. 5. Выставка ручных изделий. 4-я четверть 1. В гостях у мастеров. 2. Дела в нашей мастерской. 3. Это полезно всем. 4. Спасибо вам, учителя. 5. Праздник труда.
Формирование отношений к стране, государству, человеку 1-я четверть 1. Это наша школа. 2. Что нас окружает? Наши соседи. 3. Что можно сделать за один день? 4. Родина. Она есть у каждого. 2-я четверть 1. У нас в гостях школьники с Урала. 2. Родина — это страна. Ее название — Россия. 3. У нас есть главный город — это столица Москва. 4. Мы — москвичи. Требования к москвичам. 5. Москва праздничная. 3-я четверть 1. Мы гордимся своей страной. 2. Они нас охраняют, защищают. 3. Герои. Кто это? Почему мы помним о них? 4. Москва вечерняя. 5. Что значит быть гражданином России? 4-я четверть 1. У нас праздник Победы. 2. Мы дружные. 3. Что значит быть вежливым? 4. Итоговые сборы, праздники тематического характера.
Учащиеся 1 — 4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех направлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интерната, просить оказать помощь в приобретении материала для ручного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адаптируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. Достаточно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобрение. Через систему начального приобщения к трудовой деятельности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание трудиться. Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к собственному Я. В потоке современной информации становится труднее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят воспитателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе. Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не такой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учебное заведение. Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начинают дружить с социально опасными подростками. Здесь огромную роль играет воспитатель.
Направления и содержание воспитательной работы
|