Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи медиации.






Общие положения. В одном из публичных выступлений известный юрист Кристоф Хаптала следующим образом сформулировал самую суть медиации: «Люди отдали ответственность за свои конфликты специалистам, - с одной стороны, это психотерапевты и представители других профессий, которые этим занимаются, с другой стороны, люди отдают конфликты, пере­ давая их адвокатам. А те обязаны быть пристрастными и должны извлекать максимальную выгоду для своих до­ верителей или клиентов, возможно, также в виде денег. Если же при разбирательстве пытаться входить в положение противника, тогда адвоката легко заподозрить в «измене». Собственно, структура нашей правовой системы очень враждебна достижению соглашения из-за заповеди пристрастности для адвокатов. Как раз это и не радует, потому, что из-за этого зачастую упускается шанс роста, в том числе шанс роста человека, который таится в конфликте, и дело доходит до силового противостояния. И все участники страдают от этого, и на это затрачивается просто очень, очень много жизненной энергии... Что мне кажется наиболее важным при этом, это то, что­ бы отдать власть над конфликтом людям, у которых есть конфликт. Потому что процесс роста принадлежит им, и они должны его пережить!» (из досье автора).

Речь идет, следовательно, об ответственности и самоопределении, и о конструктивном обращении с конфликтами. Мы не должны предоставлять пространство разрушительным силам деструктивного спора, из-за которых мы теряем здоровье или попадаем в зависимость от других. Наоборот, мы должны использовать шанс для развития и для роста, который таится в конфликте! «Разве наши агенты не перенапрягаются, если им приходится самим искать решения? Ведь специалистам виднее!»

Этому мнению можно противопоставить то, что спорящие стороны имеют гораздо более точные знания о конфликте и его обстоятельствах, чем может иметь человек со стороны. Только они знают свои чувства, связанные с ним, которые часто делают таким трудным «рациональное» решение конфликта. И, наконец, им придется жить с принятым решением. Часто «самодельное» урегулирование конфликта для участников намного эффективнее и удовлетворительнее, чем хитроумное решение «экспертов». И еще: люди намного скорее готовы изменить свое поведение, когда они участвуют в анализе проблем и выработке решения и реализуют решения, которые они сформулировали вместе со всеми.

Проблема состоит в том, что компетенция, знание и фантазия сторон конфликта не могут проявиться, пока они воюют. Это может измениться, если посредники, беспристрастные третьи лица, прервут процесс эскалации и покажут спорящим путь, по которому они смогут прийти к конструктивным решениям. Под руководством медиаторов спорящие стороны учатся тому, как можно с пользой для всех преобразовать борьбу за позиции и мышление в категориях победа-поражение. Исходя из глубокого уважения к личности спорящих, речь идет о решении, которое учитывает интересы всех участников. Это имеет также практический смысл, потому что авторитарные решения затушевывают проблему, подавляют претензии, ко­ торые ощущались как обоснованные, и, таким образом, увеличивают лежащий в основе потенциал конфликта. Конфликт снова вырвется наружу в другом месте!

В противоположность этому, при помощи медиативного подхода не только можно решить актуальную проблему, но и смягчить будущие трудности. Взаимоотношения в ходе разрешения конфликта не страдают, напротив, они, как правило, даже улучшаются. Исчезает питательная среда для будущих спорных вопросов. А если все-таки возникают проблемы, поведение в конфликте, которому научились стороны, может способствовать тому, что эти проблемы будут выясняться конструк­ тивно и кооперативно. Цель, которая выходит за пределы конкретного улаживания спора, состоит в том, чтобы сделать людей «конфликтоспособными».

Важным аспектом медиации, который, очевидно, спо­ собствует ее возрастающему распространению, является то, что она не превращает людей в преступников (как, например, судебный приговор), не находит в них патоло­ гии (как в результате терапевтического воздействия). Люди могут воспользоваться этой помощью, не подвер­ гаясь опасности снижения ощущения самоценности.

Метод

ü Медиация при работе с конфликтом обращает внимание, как на предметную, так и на эмоциональную сторону спора. Таким образом, она целесообразно соединяет преимущества скорее односторонне ориентированных методов, таких, как судебный процесс (предметно ориентированный), или терапия (эмоционально ориентированный). Тем самым этот метод учитывает знания психологии и исследования конфликтов, в соответствии с которыми чувства, позиции, отношения и общение должны пониматься как существенные факторы конфликта и вовлекаться в процесс решения.

ü Предпосылкой конструктивного решения конфликта является уважение и признание достоинств собеседников. Для того чтобы они могли обращаться к другим и развивать понимание их, им необходимо чувствовать, что их признают и понимают. Медиаторы выражают это «уважение» во всем своем поведении и обращении, осо­ бенно же, когда они активно слушают, дают всему про­ звучать, и ничего не осуждают и не оценивают. Они при­ нимают эмоции, сопротивление, позиции и интересы всерьез, даже если они не обязательно их разделяют. Позднее и противников побуждают высказывать друг другу это понимание и ясно проявлять его. - В деструктивном споре страдают общение и коммуника­ тивная способность. «В пылу сражения» информация сообщается неточно и сопровождается упреками, из-за этого общение иногда совершенно прекращается. Ме­ диация поэтому заботится о том, чтобы все стороны кон­ фликта могли изложить свое видение вещей и свою информацию без упреков и подробно, чтобы у всех воз­ никла полная картина происшедшего.

ü Конфликт всегда сопровождается множеством эмоций. Просто игнорировать их - значит усложнять принятие решения. В медиации можно и нужно выражать эмо­ ции, не оскорбляя при этом других. Это обеспечивает «воздух» и помогает противоположной стороне более глубоко понять спор и противников.

ü Креативные оригинальные решения, которые выгодны всем, находятся скорее благодаря кооперации, нежели конкуренции. Для этого конфликт положительным об­ разом заново определяется, так что он понимается как «общая проблема». С помощью соответствующих при­ емов медиаторы помогают спорящим сторонам нахо­ дить решения сообща и креативно.

ü Из понимания того, что могут измениться обстоятельства, которые могут затруднить реализацию достигнутой договоренности в отношении конфликта или сделать ее непригодной, обсуждаются также возможные корректировки или новые переговоры о соглашениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал