Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как культурные различия влияют на переговоры.
Поскольку культурные различия существуют и их можно измерять, поскольку они действуют на различных уровнях, возникает вопрос о том, как они влияют на переговоры. Опираясь на работы Висса и Стриппа (Weiss and Stripp), Фостера (Foster), а также других авторов, мы полагаем, что культура может влиять на международные переговоры, по меньшей мере, восемью различными путями [87]. 1. Определение переговоров. Фундаментальное определение переговоров, то, о чем можно вести переговоры, и что происходит, когда мы ведем переговоры, — все это может существенно различаться в разных культурах [88]. Например, «американцы склонны воспринимать процесс переговоров как процесс соперничества предложений и контрпредложений, а японцы скорее рассматривают переговоры как возможность поделиться информацией» [89].. 2. Выбор переговорщиков. Критерии, используемые для выбора участника переговоров, варьируются в зависимости от культуры. Эти критерии могут включать знание предмета переговоров, старшинство, семейные связи, пол, возраст, опыт и статус. Различные культуры по-разному оценивают эти критерии, что приводит к различным ожиданиям относительно того, что соответствует переговорам различных типов. 3. Протокол. Культуры различаются по степени важности протокола, или формальных отношений между двумя сторонами в переговорах. Американская культура — одна из наименее формальных культур в мире. Довольно распространен в общем фамильярный стиль коммуникации; например, обращаются друг к другу по имени, игнорируя титулы. В других культурах ситуация противоположная. Многие европейские страны (Франция, Германия, Англия) очень формальны, и не использовать при обращении к кому-либо точное звание (господин, доктор, профессор, лорд) считается оскорбительным [90]. Формальные визитные или деловые карточки, распространенные во многих странах Тихоокеанского кольца (Китай, Япония), практически обязательны там при представлении. Переговорщики, забывшие взять деловые карточки или использующие их для записок, часто грубо нарушают протокол и оскорбляют контрагента [91]. Даже способ, каким предъявляют деловую карточку и обмениваются рукопожатием, или соблюдение требований к одежде — предмет интерпретации для переговорщика: все это может стать основанием для суждения о подготовке и личности контрагента. 4. Коммуникация. Культура влияет на стиль наших коммуникаций — и вербальных, и невербальных. В зависимости от культуры существуют различия и в языке тела: одно и то же поведение может считаться оскорбительным в одной культуре и совершенно безобидным — в другой [92]. Чтобы не обидеть противную сторону в международных переговорах, переговорщикам необходимо тщательно соблюдать культурные правила коммуникации. Например, если переговорщик кладет ноги на стол в США, это сигнализирует о силе или расслаблении; в Таиланде подобное поведение чрезвычайно оскорбительно. Несомненно, существует множество информации о том, как осуществлять коммуникацию, и международный переговорщик должен помнить ее, чтобы не оскорбить, не разозлить или не смутить противную сторону в ходе переговоров. Посвященные культуре книги и статьи могут предложить международным переговорщикам ценные советы относительно того, как осуществлять коммуникацию в различных культурах; поиск подобной информации — один из главных аспектов при планировании международных переговоров [93]. 5. Время. Различные культуры очень по-разному определяют значение времени и его влияние на переговоры [94]. В Соединенных Штатах люди склонны беречь время: они приходят на встречу в назначенный час, стараются не отнимать время у других и вообще считают, что «быстрее» лучше, чем «медленнее», потому что символизирует высокую производительность. В других культурах отношение ко времени совершенно иное. В более традиционных обществах, особенно в жарких странах, темп жизни медленнее, чем в США. Это уменьшает сосредоточенность на времени, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В других культурах американцев считают рабами своих часов, потому что американцы внимательно следят за временем и охраняют его как ценный ресурс. В некоторых культурах, таких как Китай и Латинская Америка, время «per se», неважно. Переговоры сосредоточены на поставленной задаче независимо от того, какое время на это уйдет. В ходе межкультурных переговоров велика вероятность неверного понимания из-за различного отношения ко времени. Американцев могут воспринимать как вечно спешащих и перескакивающих с одной задачи на другую, а американцам может показаться, что переговорщики из Китая или Латинской Америки ничего не делают и попусту тратят время. 6. Склонность к риску. Культуры различаются по степени их готовности рисковать. Некоторым культурам присуща тенденция порождать принимающих бюрократические, консервативные решения, желающих получить большой объем информации, прежде чем принять решение. Другие культуры производят более предприимчивых переговорщиков, более склонных действовать и рисковать при недостаточной информации (например, «кто не рискует, тот не пьет шампанского»). Согласно Фостеру, американцы занимают в континууме область риска, как и некоторые азиатские культуры (е. g., страны-«драконы»), а некоторые европейские культуры вполне консервативны (Греция) [95]. Ориентация культуры на риск существенно влияет на предмет переговоров и на содержание их результатов. Переговорщики в ориентированной на риск культуре стремятся сразу перейти к делу и, как правило, больше рискуют. Представители культур, избегающих риска, обычно ищут дополнительную информацию и занимают выжидательную позицию. 7. Группа и личность. Культуры различаются в зависимости от того, личности или обществу придают они большее значение. Соединенные Штаты — очень личностно-ориентированная культура, где ценят и одобряют независимость и настойчивость. Ориентированные на группу культуры, наоборот, исповедуют превосходство группы и рассматривают потребности личности как вторичные по отношению к потребностям группы. Культуры, ориентированные на группу, ценят похожих и вознаграждают преданных командных игроков; тех, кто осмеливается выделяться, подвергают остракизму, — в ориентированном на группу обществе это высокая цена. Подобные культурные различия могут по-разному воздействовать на переговоры. Американцы, как правило, возлагают ответственность за окончательное решение на одно лицо, тогда как ориентированные на группу культуры — например, китайская — предпочитают групповую ответственность за такое решение. Принятие решения в культурах, ориентированных на группу, предполагает консенсус и может потребовать значительно большего времени, чем обычное для американских переговорщиков. Кроме того, поскольку к переговорам в ориентированных на группу культурах, могут привлекать большое количество участников и, поскольку их участие может быть последовательным, а не одновременным, американские переговорщики могут столкнуться с серией обсуждений по одним и тем же вопросам и материалам с множеством разных лиц. Один из авторов этой книги на переговорах в Китае день за днем встречался более чем с полудюжиной разных лиц, обсуждал с разными переговорщиками одно и то же пока переговоры не завершились. 8. Природа соглашения. Культура также оказывает важное влияние как на заключение соглашения, так и на то, какую форму это соглашение примет. В Соединенных Штатах соглашения обычно основаны на логике (например, сделку заключает малобюджетный продюсер), часто формализованы, а их выполнение в случае нарушения обязательств гарантирует правовая система. В других культурах, однако, заключение сделки может быть основано на том, кто вы есть (например, на основании ваших семейных или политических связей), в большей степени, чем на том, что вы можете сделать. Кроме того, соглашения не означают во всех культурах одно и то а же. Фостер отмечает, что китайцы часто используют меморандум о соглашении, чтобы формализовать отношения и обозначить начало переговоров х (взаимное расположение и готовность к компромиссу) [96]. Американцы, о однако, часто интерпретируют такой меморандум о соглашении как завершение переговоров — результат, реализации которого можно добиться по суду. И вновь различное с точки зрения культуры понимание того, как заключить соглашение и что именно данное соглашение означает, может о» привести к путанице и непониманию в трансграничных переговорах. Подводя итог, отметим следующее. О важности культуры в трансграничных переговорах написано много. Хотя ученые и практики могут использовать слово культура для обозначения различных вещей, они соглашаются с тем, что она составляет один из решающих аспектов в международных переговорах, который может оказывать широкое влияние по многим аспектам процесса и результата трансграничных переговоров. Мокшанцев Р.И Понятие о национальных стилях ведения переговоров. ПОНЯТИЕ О НАЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. Любой народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, особенности государственного и политического устройства. Это оказывает определенное влияние на ведение переговоров. Национальный стиль отражает наиболее распространенные особенности ведения переговоров, которые не всегда бывают, характерны для всех представителей страны. Это скорее возможные типы поведения на переговорах. Выделяют три наиболее крупные группы факторов, определяющих особенности национального стиля ведения переговоров. Первая группа связана с механизмами выработки решения. Это - степень свободы и самостоятельности руководителя на переговорах, которые связаны с принятием решения, степень его зависимости от инструкций, спускаемых ему вышестоящим руководством, жесткость самих инструкций. Вторая - связана с ценностными ориентациями, идеологическими и религиозными установками, особенностями восприятия и мышления. На национальный стиль ведения переговоров влияют, например, различия в приоритетах между фактической стороной дела, с одной стороны, и этическими нормами, - с другой. Третья группа - это особенности поведения на переговорах, наиболее характерные тактические приемы, обычно применяемые представителями той или иной культуры. К другим особенностям национального стиля ведения переговоров можно отнести специфику языка невербальной стороны общения в ходе переговоров, а также сильное или, напротив, слабое влияние уровня контекста в вербальной составляющей переговоров. Считается, что есть культуры и с низким, и с высоким уровнем влияния контекста. Для представителей Запада, за исключением, пожалуй, Франции, характерен низкий уровень влияния контекста на переговорах, когда произнесенные слова воспринимаются едва ли не буквально. В этих словах практически не содержится никакого иного скрытого смысла. Вместе с тем полезно принимать во внимание тот факт, что под национальными подразумеваются стили, характерные скорее для стран, чем для национальностей. Это означает, что американец китайского происхождения, будучи участником переговоров, реализует на них скорее западный стиль поведения, чем восточный. Впрочем, это, конечно, зависит от степени ассимиляции представителя той или иной национальности в стране пребываний. В последние годы в мире имеет место интенсификация переговоров при известном размывании национальных границ. Происходит взаимное проникновение национальных стилей в практику переговоров. В результате постепенно в мире формируется особая субкультура участников переговоров со своими правилами поведения, которая может значительно отличаться от принятых национальных норм. И все же преувеличивать значение последнего фактора не следует. Подобная субкультура формируется главным образом у тех, кто постоянно участвует в переговорах, например, у дипломатов. В других случаях сбрасывать со счета национальные особенности ведения переговоров было бы ошибочно и нецелесообразно. Считается, что для представителей стран Запада в большей степени, чем для представителей стран Востока, наиболее значимыми являются аргументы, основанные на причинно-следственных связях. С точки зрения российских участников переговоров их западноевропейские партнеры проявляют следующие особенности ведения переговоров: склонность принижать российскую сторону, навязывать ей свой образ мыслей и действий, ориентация при принятии решения только на выгоду, крайний прагматизм, игнорирование социальных целей. В Латинской Америке считается неприличным вести переговоры между мужчиной и женщиной наедине. Селлих К., Джейн С., «Переговоры в международном бизнесе», 2004. ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. В процессе общения с человеком, представляющим другую культуру, могут возникнуть две проблемы: предвзятое восприятие и ошибки в процессе обработки информации [1]. Предвзятость в восприятии. Восприятие — это процесс, при котором получатель сообщения придает ему смысл. Собственные потребности, желания, мотивы получателя и его личный опыт создают определенные предположения о другой стороне, что ведет к предвзятости восприятия, которая может выражаться в форме стереотипов, " гало-эффекта", избирательного восприятия и проекций. Стереотипы — это приписывание другой стороне тех или иных качеств на основании ее принадлежности к определенному обществу или к определенной группе. Часто человека относят к той или иной группе на основании крайне ограниченной объективной информации; затем из этой информации выводятся или приписываются человеку другие характеристики личности. Например, на первой встрече вы видите, что другую сторону представляет женщина, которой немного за пятьдесят. Вы немедленно начинаете считать ее " пожилой" и предполагаете, что она будет вести себя консервативно, избегать риска и вряд ли воспримет новые методы работы. Культурные различия между участниками переговоров способствуют возникновению стереотипов. " Гало-эффект" — это общее суждение по поводу множества качеств человека на основании знания об одном его качестве. Например, вследствие " гало-эффекта", участника переговоров могут считать дружелюбным, знающим и честным просто потому, что он с улыбкой приветствует вас на вашем родном языке и в манере, принятой в вашей стране. В действительности, между улыбкой и честностью, знаниями и дружелюбием может не быть никакой связи. " Гало-эффект" может быть как позитивным, так и негативным. Привлекательные качества становятся причиной позитивного " гало-эффекта" и наоборот. На переговорах " гало-эффекты" возникают довольно часто, потому что некоторые склонны слишком быстро делать вы воды о людях на основании ограниченной информации — внешности, принадлежности к определенной группе и первых произнесенных слов. Именно поэтому часто большое значение имеют такие вещи, как стиль одежды, приветствие, Избирательное восприятие. В ситуации переговоров избирательное восприятие проявляется в том, что из всего сказанного участник переговоров выбирает только то, что соответствует его убеждениям и предположениям, а на остальное просто не обращает внимания. Например, на основании первого впечатления вы считаете другого человека дружелюбным и хорошо осведомленным об особенностях культуры вашей страны. Позже в тот же день этот человек произносит шутку, которая в вашей культуре считается признаком дурного тона. В соответствии с принципом избирательного восприятия вы не обращаете внимания на эту шутку и помните только то, что укрепляет ваше исходное убеждение в том, что этот человек с должным уважением относится к вашим культурным ценностям. Проекция. Проекция возникает в том случае, когда для описания характеристик другого человека используются собственные качества. Проекции появляются из-за того, что у людей есть потребность проецировать вовне представление о самих себе. Например, человек считает, что честное изложение фактов укрепит процесс переговоров. Поэтому он предполагает, что другие люди считают точно так же. Ошибки в процессе обработки информации. На переговорах происходит обмен информацией. Человек может правильно обрабатывать информацию, полученную от другой стороны, но довольно часто информация на переговорах обрабатывается неправильно. Такие ошибки, или когнитивные предубеждения, могут препятствовать развитию переговоров. Ниже приведены примеры подобных ошибок. ü Неразумная преданность каким-либо обязательствам (поддержание определенного курса действий, даже если в данной ситуации это неразумно). ü Мифическая вера в то, что решения, которые будут приняты на переговорах, принесут пользу только одной из сторон (подход " выиграть-проиграть"). ü Принятие решений на основании ложных предположений и критериев (" эффект якоря", когда участник переговоров строит последующие предположения, руководствуясь ложными предпосылками). ü Излишнее внимание к формулировкам вопросов и проблем (то, как участник переговоров воспринимает риск и ведет себя, определяется той манерой, в кото ü Владение информацией (информация может излагаться плохо, что ведет к возникновению предубеждений). ü " Проклятие победителя" (чувство дискомфорта из-за того, что вопрос решился слишком легко). ü Излишняя самоуверенность (из-за которой участник переговоров уступает больше или принимает меньше, чем мог бы). ü Закон малых чисел (склонность делать выводы на основании неполной информации). ü Предубеждения, вызванные заботой только о собственных интересах (склонность оправдывать собственные ошибки некими непреодолимыми обстоятельствами). ü Склонность не учитывать обстоятельства других людей (игнорирование особенностей восприятия и позиции другой стороны). ü Феномен " реактивного обесценивания" (склонность не придавать должного значения уступкам другой стороны).
|