Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образец письма-приглашения к сторонам конфликта6
Уважаемы (ая), Ваш сосед, установил с нами контакт по поводу некоторых проблем, которые возникли между ним и Вашей семьей. Он очень хотел бы выяснить это дело. Наша организация может работать при этом с Вами, как нейтральная третья сторона. Мы не будем принимать ни Вашу сторону, ни сторону Вашего соседа, а попытаемся помочь Вам обоим найти решение, которое Вы будете воспринимать как справедливое. Мы могли бы организовать встречу, в которой будут принимать участие Вы, Ваш сосед и два наших медиатора. Каждый из Вас получит возможность высказать свою точку зрения и затем выработать соглашение, которого Вы могли бы добровольно придерживаться. Такая встреча могла бы состояться недалеко от Вашего места проживания и в удобное для Вас время. Я прилагаю информационную брошюру, которая более подробно описывает процедуру медиации. Если Вы позвоните мне по телефону (№), мы сможем подробнее обсудить детали и проверить, насколько наша организация могла бы быть Вам полезной. Я буду рад узнать Ваше мнение! С дружеским приветом.... Подготовка. Если имеется принципиальная готовность участвовать в медиации, медиаторы должны основательно подгото виться к ней. Сюда относится, прежде всего, информация о конфликте. Правда, свои преимущества есть в том, чтобы выслушивать заботы и нужды спорящих «без предварительной нагрузки» и задавать «глупые вопросы», которые могут заставить покачнуться то, что кажется само собой разумеющимся и незыблемым. Особенно при по пытке помочь в разрешении политических конфликтов может быть недостатком, когда медиаторы понятия не имеют о конфликте, производят впечатление некомпетентных и не могут задавать вопросы, которые действительно помогают продвигаться дальше. Если речь идет о предметных или правовых вопросах, специалистов можно привлекать перед медиационной встречей, после или во время нее. Однако сама команда медиаторов может также быть составлена из экспертов в различных областях. При получении юридической информации необходимо, однако, соблюдать положения закона об оказании юридических консультаций. Вопрос о том, кто проводит медиацию, и какая процедура наиболее целесообразна, лучше всего выяснить уже в ходе предварительной фазы. Консультация конфликтолога. Точно так же, как готовятся сами медиаторы, может быть полезным подготовить конфликтующие стороны: при более простых конфликтах для этого могут быть целесообразны ознакомление и упражнение в полезных методах ведения беседы (отражение, «Я«-послания, правила TZI). В более сложных конфликтах можно присое динить настоящую консультацию по вопросам конфлик та и помощь для группового процесса: для того, чтобы предотвратить неожиданное изменение взглядов впос ледствии, стороны конфликта должны сначала точно про думать, какую форму разрешения конфликта они хотят избрать. Необходимо ясно показать, что медиация пред ставляет собой лишь одну возможность среди прочих. Если другие пути кажутся им более обещающими ус пех или более полезными, они должны воспользоваться ими. Однако полезно вначале основательно взвесить все последствия: если, например, городская администрация может без церемоний добиться осуществления строительства спорного объекта, ей все-таки необходимо учесть в своих соображениях также политические затра ты, возможную задержку во времени из-за процессов, а также финансовую стоимость этой задержки. Медиаторы могут помочь сторонам конфликта определить свои интересы и найти подходящий путь к осуществлению этих интересов. Если благодаря этому они будут помогать осуществиться интересам, которые они не могут одобрить, они должны прекратить оказание своих услуг. Если в этой фазе выяснено, что участие в медиации является для спорящих наиболее приемлемым путем, это уменьшает дальнейшую опасность того, что стороны кон фликта будут оказывать друг на друга давление, угрожая прекращением переговоров, или что они приведут их к разрыву из-за своей жесткой позиции. Для осуществления эффективной техники медиации при конфликтах между различными группировками, группы должны назвать подходящих представителей для ведения переговоров, чтобы последние представляли консенсус группы и имели четко определенную компетенцию принятия решений, а также, чтобы имелись пути для движения информации и обратной связи с другими членами группы. Медиаторы оказывают им поддержку, чтобы вы полнить эти требования. Они могут оказывать помощь при выборе представителей, называя критерии, которым должны соответствовать участники беседы, подходящие для процесса медиации. Часто бывает необходимо, чтобы группы вначале структурировались и научились принимать решения на основании консенсуса. Все эти задачи по консультированию групп вполне могут выполняться другими лицами, а не медиаторами. Эти лица могут помогать группам также во время процесса медиации в качестве консультантов-конфликтологов, которые имеют также право быть пристрастными.
Фридман Г., Химмелстейн Д., Модель медиации на основе понимания. Журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение», № 1, 2006..
Следующий ниже отрывок взят из книги, условно названной «Совместное разрешение конфликта: модель медиации на основе осознания», над которой мы в настоящее время работаем. Здесь мы пытаемся представить тот подход к медиации, который мы назвали «Модель медиации на основе осознания». Эта модель во многом схожа с большинством других подходов к медиации. Например, мы подчеркиваем важность формулирования интересов конфликтующих сторон и выработки решений, удовлетворяющих эти интересы. Но в нашем подходе есть и много моментов, отличающих его от всех прочих, и в предлагаемом отрывке речь идет именно об этих особенностях. Для работы медиатора важнейшими являются четыре взаимосвязанных принципа: 1. Содействие осознанию. Главная цель этого подхода к медиации - разрешение спора посредством осознания. Более глубокое осознание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. При более глубоком понимании всей ситуации стороны в состоянии найти творческие и взаимоприемлемые решения, отражающие их личные, коммерческие и экономические интересы. Поэтому в отношении проведения процесса медиации мы придаем силе осознания большее значение, чем силе принуждения или убеждения. Мы хотим, чтобы понято было все, включая истинную природу спора, в который вовлечены стороны. Мы добиваемся понимания того, с чего этот спор начался, как он разрастался, как стороны могут его преодолеть и как мы можем вместе приблизиться к примирению. Мы считаем, что стороны должны осознать юридические последствия их случая, но закон не должен довлеть над процессом медиации. Мы придаем личностным, практическим или коммерческим аспектам любого конфликта такое же значение, как и его юридическим аспектам. В процессе поиска решений стороны должны осознать, что для них является важным в их споре, и понять, что является важным для другой стороны. Мы стремимся к такому решению, которое удовлетворит обе стороны.
2. Анализ скрытых аспектов проблемы. Наш опыт показал, что споры разрешаются лучше всего в тех случаях, когда удается вскрыть то, что скрывается за ними. Конфликт редко касается просто денег или просто вопроса, кто чьи права нарушил. Он имеет и субъективные стороны -убеждения и предположения отдельных вовлеченных в спор людей, их чувства (такие как злость и страх, желание обвинять, стремление к самооправданию). Существуют и представления относительно природы самого конфликта, которые поддерживают конфликт и не дают ему заглохнуть - согласно теории эксклюзивности правильного и неправильного. Есть еще и представления о том, как конфликт должен быть разрешен - такие как убеждение, что другой участник спора должен изменить свою позицию или, что авторитетная третья сторона должна выработать решение по разрешению спора. Вырваться из той комплексной и многогранной ситуации, которую мы называем «ловушкой конфликта", совсем не так просто. И мы вновь и вновь убеждаемся в том, что основой преодоления конфликта может стать совместное выяснение со сторонами, что кроется в самой сердцевине их разногласий (причем результаты такого выяснения часто становятся сюрпризом для сторон и порой дают им возможность сделать шаг навстречу друг другу). 3. Ответственность сторон. Этот подход основан на предпосылке, что тот, кто способен найти наиболее мудрое решение для преодоления конфликта, не является третьей стороной. Это не суд, не судья и не медиатор, это те же самые лица, которые создали проблему и живут с ней. Поэтому мы просим спорящие стороны принять на себя ответственность за преодоление проблемы, и мы просим их работать над проблемой совместно. Мы выражаем эту идею так: пусть стороны станут собственниками своего конфликта.
4. Совместная работа. Когда мы говорим о совместной работе, мы имеем в виду, что все встречи с медиатором происходят с участием всех сторон (включая адвокатов, если они участвуют в этой процедуре). Здесь нет места " закулисным переговорам", нет постоянного перемещения посредника от одной стороны к другой и обратно; нет секретов, скрываемых от одной или другой стороны; нет личных встреч, за исключением встреч сторон с их адвокатами. Вместо того чтобы брать на себя ответственность за нахождение приемлемого решения, медиатор должен помочь сторонам совместно достичь взаимоприемлемого решения. Мы считаем, что стремление к совместной работе над разрешением конфликта является естественным человеческим желанием, несмотря на то, что оно может быть в зачаточном состоянии, невидимым или заблокированным. Такой взгляд на конфликт почти не признается в юридическом сообществе, но мы часто наблюдали это стремление, ждавшее возможности проявить себя. И мы видели, как это стремление приводило к успеху во многих тысячах случаев, помогая разрешить споры, в которых участвовали организации или частные лица. Некоторые из подобных историй будут описаны в этой книге. Ответственность сторон и подход, основанный на полной открытости. В модели, основанной на осознании, решающее значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наилучшим образом представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение. Это их конфликт, и они держат в руках ключ к такому решению, которое наилучшим образом будет соответствовать пожеланиям обеих сторон. Совместные встречи сторон (и их адвокатов) основаны на этом исходном предположении об ответственности сторон. Многие другие подходы к медиации предполагают, что медиатор постоянно перемещается от одной стороны к другой (раздельные совещания), собирая информацию, которую он использует в качестве конфиденциальной. На наш взгляд, главная проблема в отношении таких раздельных встреч заключается в том, что медиатор в конечном счете имеет наиболее полную картину проблемы и поэтому оказывается в наиболее выгодном положении, чтобы найти правильное решение. Медиатор, полностью информированный о сути вопроса, может по своему усмотрению подталкивать стороны в определенном направлении или манипулировать ими, чтобы добиться такого окончания дела, которое он сам наметил. А здесь, наоборот, все основано на осознании и добровольности в качестве залога разрешения конфликта (а не на уговорах или принуждении). При подходе, основанном на принципе осознания, роль медиатора, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помогать сторонам в достаточной степени осознать свою собственную точку зрения и точку зрения других участников - с тем, чтобы быть в состоянии совместно искать выход из конфликта. Стороны не только информированы из первых рук обо всех событиях, они также играют главную роль в выработке такого результата, который будет приемлем для всех. Наша цель как медиаторов - помочь сторонам в их совместных усилиях, причем сделать это нужно с помощью таких процедур, которые учитывают различия в воззрениях, потребностях и интересах спорщиков и одновременно выявляют их общие цели. Действовать таким образом - сложная задача как для медиаторов, так и для участников спора. Мотивация и желание сторон работать совместно имеют решающее значение для успеха подобного подхода. Медиаторы часто предполагают, что стороны (и их адвокаты) просто не хотят работать друг с другом, и поэтому не сводят их вместе. По нашему опыту часто стороны (и адвокаты) просто соглашаются с тем, что они не будут работать совместно и что вырабатывать решение будет медиатор. Но если в один прекрасный день им объяснили, как полезно порой находиться вместе в одном помещении, у многих появляется желание поступать именно таким образом. Если стороны (и сам медиатор) готовы к этому, награда за постоянную совместную работу может оказаться столь же высокой, как и предъявляемые ей требования.
Циллессен Хорст. Команда на взлетной полосе. Журнал Медиация и право., Во время 12 заседания Форума по медиации 2 июля 2004 года в аэропорту Вена-Швехат участники сошлись во мнении о том, что медиация должна быть закончена в середине 2005 года заключением соглашения по результатам медиации. Эта декларация о намерениях, нацеленная на окончание процесса, начавшегося в октябре 2000 года, в течение менее чем года является достаточно необычной - как и многое другое в данном процессе медиации. Далее я изложу ход этого дела с целью показать, какие изменения имели место в столь длительном процессе и как они, в свою очередь, отразились на процедуре медиации как таковой. Эти изменения происходят как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, причем изменения на коллективном уровне оказывают влияние и на саму процедуру медиации.
Process Providing - новая форма запуска процесса медиации. История процесса: Сам процесс подготовки к данной процедуре медиации представлял собой отход от устоявшихся норм. Обычная практика заключалась в том, что руководство компании, эксплуатирующей аэропорт - АО «Венский аэропорт» (Flughafen Wien AG), - вначале проводило кампанию по работе с общественностью близлежащих населенных пунктов с целью ознакомления общественности с планами расширения аэропорта и получения согласия на их реализацию, в частности в отношении строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Но когда стало очевидным, что данные действия не приводят к желаемым результатам, руководство компании изменило тактику своих действий и привлекло процесс-провайдера, который должен был подготовить почву для проведения медиации. Вначале его задача рассматривалась как организация и поддержка процесса коммуникации, но после большого числа предварительных переговоров с представителями основных вовлеченных в спор сторон он предложил руководству АО «Венский аэропорт» выступить с инициативой медиации. Была создана «подготовительная группа» из представителей основных сторон конфликта, чтобы согласовать процедуру медиации в отношении ее содержания и организации, т.е. объявить об этом публично, организовать подборку команды медиаторов и спланировать торжественную публичную процедуру начала процесса медиации в качестве первого шага в направлении анализа конфликта. Работая, с июля 2000 года, под руководством процесс - провайдера Томаса Прадера, эта группа подготовила почву таким образом, что на основе публично объявленного приглашения к подаче заявок на участие и приглашений к участию, разосланных в адрес 84 немецкоговорящих медиаторов в Германии, Австрии и Швейцарии, удалось создать «мультигендерную» (цитата из текста приглашения) группу медиаторов. Этому решению предшествовали пресс-конференция подготовительной группы в Вене 17 июля 2000 года, на которой она огласила свои планы, и четыре встречи группы в июле и сентябре. На третьей встрече, 20 сентября, были заслушаны презентации четырех команд медиаторов, приглашенных для собеседований, а на четвертой встрече, 27 сентября, группа провела закрытое голосование, завершившееся принятием решения в пользу команды, в которую входили Герхарт Фюрст, Урсула Кениг и Хорст Циллессен. Уже на первой встрече 12 июля 2000 года подготовительная группа сформулировала цель создания (в рамках торжественного мероприятия в связи с началом процесса медиации) группы для участия в медиации, в которой были бы представлены все затронутые конфликтом, а также дополнительно привлекаемые стороны. Эта медиационная группа должна была образовать ядро процесса медиации и разработать «Договор о медиации», в котором следовало отразить все относящиеся к данной процедуре аспекты (предмет и правила переговоров, график, стороны конфликта и т.д.). Медиационная команда взяла на себя руководство группой и одновременно официальное руководство процессом разрешения конфликта на пятом заседании подготовительной группы 9 октября 2000 года, когда основные решения относительно проведения процедуры уже были приняты. Самые важные из этих решений касались числа сторон, участвующих в процедуре, которое в конечном итоге составило 52 (благодаря возможности самовыдвижения, предоставленной участникам встречи, посвященной началу процесса медиации). Нетрудно понять, что при таком большом количестве участников налаживание взаимопонимания и шаги для создания атмосферы взаимного доверия весьма осложнены - если они вообще возможны. Это обстоятельство потребовало создания сложной структуры из подгрупп такого размера, который был бы пригоден для проведения медиации. Роль процесс-провайдера. Потребовавшая больших усилий предварительная фаза процесса под руководством процесс-провайдера отразилась на ходе медиации как минимум двояким образом. Во-первых, это означало, что участники медиации - примерно 60 человек - видели самих себя и друг друга разделенными на ядро, состоящее из тех, кто уже принимал участие в подготовительных мероприятиях, и прочих участников, присоединившихся к процессу медиации позднее. В начале процесса это время от времени вызывало жалобы со стороны последних, которым казалось, что с их мнением считаются меньше, чем с мнением участников из ядра. Однако с течением времени эту ситуацию удалось преодолеть, создав переговорную структуру, сделавшую возможным сконцентрировать работу над разрешением конфликта в небольших группах. Таким образом, внутренняя логика медиации, которая может быть описана как тропа, ведущая от понимания к согласию, оказалась способной одержать победу над неблагоприятными обстоятельствами, связанными с наличием большого количества участников. В ходе медиации подготовительная группа превратилась в источник основных участников рабочих групп, которые - с поддержкой других участвующих в медиации лиц в зависимости от рассматриваемых вопросов - двигали процесс медиации вперед. Второе следствие начальной фазы было связано со статусом и функцией процесс-провайдера. В результате его направляющей деятельности (в процессе переговоров в рамках подготовительной группы и большого числа контактных собеседований в промежутках между ее заседаниями) он стал незаменимым партнером для большого числа участников и сумел обеспечить для себя такой уровень доверия, которого команде медиаторов еще только предстояло достичь. Вот почему с самого начала предполагалось, что он должен будет продолжить свое участие в процессе. Договор о медиации от 1 марта 2001 года формально определил для него задачу в качестве представителя центрального органа медиации, Медиационного форума - например, при привлечении экспертов или рассылке приглашений на пресс-конференции и иные мероприятия, организуемые Медиационным форумом. Однако не в последнюю очередь благодаря его хорошим личным контактам с наиболее важными представителями участвующих сторон он во все большей степени стал выполнять задачи, связанные с определением хода процесса. Процесс-провайдер стал координатором в вопросах, связанных с содержанием самой процедуры. Его влияние на медиацию, с одной стороны, связано с созданием и подбором состава команды медиаторов. В приглашении на подачу заявок для участия в этом процессе говорилось о создании не только мультигендерной команды, но и команды с международным составом и с наличием опыта медиации в рамках крупных проектов. Сочетание этих требований делало маловероятным, что поступят заявки от устоявшейся группы экспертов с совместным опытом медиации в проектах сравнимого масштаба. Таким образом, независимо от конкретного состава какой-либо команды все команды медиаторов столкнулись с необходимостью совмещения различных видов и уровней опыта и понимания медиации и развития общего понимания ролей, а также координации идей относительно существа медиации - не говоря уже об изучении личных особенностей каждого члена команды. Процесс, в результате которого три или четыре медиатора становятся командой, которая успешно работает как единое целое (действует и реагирует на происходящее согласованно и благодаря этому демонстрирует организаторскую компетентность в медиации), требует времени и определенных затрат энергии и концентрации, которых в итоге может оказаться недостаточно для управления медиацией как таковой. В том случае, о котором здесь идет речь, разрыв, возникший по этой причине, был заполнен самим процесс-провайдером - и, вне всякого сомнения, был неосознанно им использован, поскольку это совпадало с его самовосприятием и с его пониманием роли медиатора. Оглядываясь назад на трансформацию его роли и почти четырехлетний процесс медиации, мы, с другой стороны, можем также спросить, не являются ли такие перемены неизбежным развитием событий. Как минимум в качестве теоретического посыла можно отметить, что для таких крупных по масштабу комплексных процессов медиации для самого процесса медиации может быть очень полезно распределение задач между нейтральной командой медиаторов и координатором, который не должен быть пристрастным, но он обязательно предан делу и имеет соответствующий опыт. В любом случае в отношении процесса медиации в связи с конфликтом вокруг аэропорта Вены будет правильно отметить, что координатор решающим образом влиял на ход медиации посредством проделанной им предварительной работы и подготовки (часто очень сложных) проектов решений, на основании которых все вовлеченные в процесс стороны преодолевали разногласия и приходили к взаимным договоренностям. Структура и развитие медиации - процессы изменений и особенности. Изменения в структуре медиации. Вначале Медиационный форум замышлялся как центральный орган медиации, и первоначальные планы команды медиаторов состояли в том, чтобы несколько тематически-ориентированных рабочих групп питали его полученными ими результатами. Однако после того как в первом заседании Медиационного форума 18 января 2001 года приняли участие более 60 человек, многим стало ясно, что для обеспечения требуемых для ра боты условий необходимо создать новую структуру. На втором заседании Медиационного форума 29 января 2001 года была достигнута договоренность об образовании «внутреннего круга», названного Рабочим комитетом. Число его участников не должно было превышать 28, а заинтересованные члены форума получили право присутствовать на заседаниях этого комитета в качестве наблюдателей. Рабочий комитет должен был собираться один раз в месяц и готовить решения Медиационного форума на основании оценки и развития результатов, представленных рабочими группами. При своих 28 членах и восьми наблюдателях, присутствовавших на первом заседании 2 мая 2001 года, Рабочий комитет в качестве органа медиации оказался все еще слишком большим. Возникли опасения, что это может привести к слишком продолжительным дебатам по поводу процедур и повесток дня, как это обычно и бывает во время заседаний с очень большим количеством участников. Исходя из предшествующего опыта медиации по проблемам схожего масштаба и после консультаций с координатором, команда медиаторов предложила создать небольшую руководящую группу для решения процедурных вопросов до заседаний Рабочего комитета и Медиационного форума, чтобы избежать продолжительных дискуссий по этим пунктам на самих заседаниях. Один из членов команды медиаторов ранее не смог получить согласие по схожему предложению в аналогичной процедуре медиации. Однако по ходу медиации в связи с развитием аэропорта участники уже смогли убедиться в преимуществах работы в небольших группах (подготовительной группе, рабочих группах и Рабочем комитете) и оказались способны сделать из этого необходимые выводы. Они убедились в том, что медиация в больших группах требует гибкости в обращении со структурами процесса и что эти структуры необходимо периодически «перенастраивать» в соответствии с потребностями медиации. В результате на 5 заседании Медиационного форума 4 июля 2001 года было принято решение о создании Группы управления процессом (ГУП) из десяти представителей основных конфликтующих сторон под совместным председательством группы медиаторов и координатора. В результате интенсивных внутренних дебатов команда медиаторов после создания ГУП приняла решение не участвовать в ее заседаниях и передать председательские функции группы координатору. Основная причина состояла в том, что неучастие в работе ГУП в большей степени гарантировало бы нейтралитет команды медиаторов. В резолюции о создании ГУП перед ней ставилась задача постоянного наблюдения за процессом медиации с целью обеспечения целенаправленной и эффективной процедуры и выявления на ранних стадиях недоработок, трений и обстоятельств, которые могли бы создать угрозу неудачи медиации. Описанные выше изменения в структуре медиации были в первую очередь связаны с проблемой наличия большого числа участников. После достигнутой таким образом оптимизации процедуры на уровне содержания возникли новые потребности, сделавшие необходимой дальнейшую структурную адаптацию. В течение первого года медиации в дискуссиях о содержании доминировали попытки обеспечить по возможности объединение и одновременное рассмотрение всех вопросов и проблем. Когда вопросы были решены в предварительном объеме, началась концентрация на двух главных аспектах работы: создании сценариев развития аэропорта, с одной стороны, и мерах для снижения уровня шума на существующей стадии развития аэропорта - с другой. Рассмотрение этих двух комплексов проблем определило ход второго года медиации и на 9 заседании Медиационного форума 26 ноября 2002 года привело к дальнейшим важным изменениям в структуре процесса. По ходу рассмотрения названных вопросов стало очевидным, что их можно успешно решать с помощью большого числа заседаний малых рабочих групп, а «большие» заседания Медиационного форума и Рабочего комитета оказывались эффективными только тогда, когда им представлялись соответствующие результаты, достигнутые в рабочих группах. Осознание этого факта отразилось и в количестве заседаний Медиационного форума: после шести заседаний в 2001, в 2002 годах состоялось три заседания, а в 2003-м - всего одно. На 9 заседании Медиационного форума были приняты решения о структурных изменениях на основании развития ситуации: Рабочий комитет был расформирован, его задачи были переданы ГУП, а количество членов этой последней было увеличено до 20. Все участвующие в медиации стороны были приглашены к участию в заседаниях ГУП в качестве наблюдателей (при наличии у них такого желания). Это серьезное упрощение структуры процесса медиации стало возможным благодаря изменениям в точках зрения и подходах ее участников, которые можно описать как процесс обучения в смысле трансформативной медиации. По ходу многочисленных заседаний они научились понимать и уважать друг друга. Они развили в себе чувство уверенности, убедились, что никто не хотел никого обмануть с помощью каких-либо трюков, и теперь они могли согласиться не участвовать более во всех заседаниях, поскольку им уже не надо было опасаться, что это может негативно отразиться на их возможностях защищать свои собственные интересы. Как минимум таким же важным обстоятельством было их доверие к честности самой медиации, развившееся по ходу процесса и укрепившее почти всех его участников в уверенности, что не будет принято никакого решения, ущемляющего интересы какой-либо стороны, не представленной за столом переговоров. Изменившиеся обстоятельства сделали новые структурные изменения приемлемыми. Вместе с Медиационным форумом ГУП превратилась в центральный орган медиации и взяла на себя решение следующих задач: · оценка и структуризация достигнутых до этого результатов; · организация дальнейшей работы рабочих групп по двум основным направлениям, названным выше, и рассмотрение конфликтов, не поддающихся разрешению в рабочих группах; · ознакомление всех участников с результатами медиации (в частности путем рассылки протоколов заседаний ГУП); · определение дат заседаний Медиационного форума. Место председателя ГУП было занято координатором (а после того как объем его обязанностей был расширен за счет задач, связанных с самим содержанием процесса, - еще и одним из членов команды медиаторов). Первое заседание вновь созданной ГУП состоялось 14 января 2003 года. Таким образом был завершен процесс структурного развития медиации. Процедура продолжилась в форме, установленной в конце 2002 года, и продолжалась в такой форме вплоть до своего окончания. Достойно упоминания еще одно изменение в управлении процессом медиации, хотя оно и не было непосредственно связано с упомянутыми выше последними структурными изменениями, но имело к ним отношение в смысле содержания. В конце апреля 2003 года Герхарт Фюрст покинул команду медиаторов, поскольку он, исходя из своего понимания медиации, не смог согласиться с совмещением задач команды медиаторов и координатора в связи с образованием новой структуры. На самом деле новая структура привела к тому, что команда медиаторов и координатор выработали совместное понимание процесса в качестве лидеров медиации, хотя по-прежнему заседания рабочих групп и закрытых групп, как и Медиационного форума, проходят под председательством команды медиаторов, так что отличие от координатора остается очевидным. Не в последнюю очередь и в связи с этим сохраняющимся отличием в процессе медиации для координатора процесса сохраняется возможность действовать в интересах участвующих сторон, в том числе и на уровне содержания. Опыт, приобретенный по ходу данной медиации, позволяет в качестве общего соображения сформулировать еще одно теоретическое положение, а именно, что в процессе медиации с участием большого количества сторон и сложными требованиями в отношении принимаемых решений тексты большого объема должны готовиться координатором, признаваемым всеми сторонами как доверенное лицо и не связанным какими-либо определенными интересами. Поскольку команда медиаторов, председательствуя на дискуссиях по таким текстам, выступает в качестве представителя всех сторон, она не может выполнять задачу подготовки таких текстов. Как правило, из-за нехватки времени ни один из представителей сторон, участвующих в медиации, не в состоянии взять на себя эту сложную задачу, требующую больших усилий и значительного такта. Использование небольшой редакционной группы для выполнения этой работы также, как правило, не дает необходимых результатов по причине большого объема работы. В процессе медиации в Вене оказалось чрезвычайно полезным, что проекты решений большого объема, как, например, 25-страничное частичное соглашение от 27 мая 2003 года, готовились координатором в форме проектов текстов. Воздействие процесса медиации на участвующие стороны. В описании структурных изменений в процессе медиации уже отмечался тот факт, что участие в этом продолжительном процессе оказывало определенное влияние на его участников. В договоре о медиации различные участвующие стороны уже четко осознали различные интересы соответствующих других сторон и в «Правилах сотрудничества» взяли на себя обязательство признавать и уважать позиции и интересы других сторон. Но можно предположить, что это было скорее заявление о намерениях, нежели выражение реальных обязательств сторон. Ничего иного нельзя и ожидать в ситуации, когда жители территорий, прилегающих к аэропорту, в первую очередь думают о повседневном ущербе качеству их жизни из-за шума, создаваемого самолетами, в то время как руководство аэропорта думает о прогнозируемом дефиците пропускной способности взлетно-посадочных полос в ближайшем будущем. Теперь, когда процесс, включая работу подготовительной группы, уже имеет четырехлетнюю историю, результаты медиации стали очевидными на нескольких уровнях. Здесь интересно отметить, что различные последствия, судя по всему, связаны с различными периодами медиации. Первая перемена в подходах вовлеченных в конфликт сторон, уже упоминавшаяся выше, относилась к появлению веры в эффективность и реальность медиации. Лишь несколько участников имели некоторый предшествующий опыт медиации, в то время как для большинства медиация представляла собой совершенно неизведанную область. Реакция на предлагаемую процедуру в предварительных беседах со сторонами - участниками медиации была поэтому достаточно скептической. Учитывая, что процесс медиации по первоначальным предположениям должен был занять от полутора до двух лет (а в начале 2002 года уже стало ясно, что путь до окончания медиации еще очень долог), команда медиаторов на 8 заседании форума 24 апреля 2002 года подняла вопрос о том, как члены форума оценивают в процентах шансы на успешное разрешение конфликта на базе консенсуса. Ответы продемонстрировали удивительную уверенность в позитивном окончании медиации. Только в двух случаях ожидания позитивного результата были оценены с вероятностью до 50%, в то время как средняя оценка составила 80%. Очевидно, что к этому моменту ход медиации изменил оценки сторон в отношении шансов на успех - а вместе с тем и их оценку самой медиации в позитивном направлении. Возможно, конечно, что в определенной степени здесь сказались стремления к самоутверждению, поскольку никто не хотел думать, что он просто терял время зря. Однако положительное восприятие медиации подтверждается также и другими оценками и комментариями. После принятия в апреле 2002 года решения о продолжении медиации изменения в коммуникативном поведении ее участников очень скоро стали очевидными. Если на предыдущем этапе они в основном только формулировали свои собственные проблемы и интересы, то теперь они чаще соединяли их с восприятием и пониманием интересов других участников, формы общения стали менее агрессивными, стали четче проявляться попытки достичь взаимоприемлемых решений. Общение между сторонами - благодаря совместным перерывам на обед во время заседаний и проведению ежегодной летней «медиационной вечеринки» - стало более интенсивным. Дошло до того, что участники часто стали обращаться друг к другу на «ты», что также смягчало разобщающий эффект, вызываемый различиями интересов и точек зрения. (Кстати, с точки зрения языкового восприятия немца, «австрийский немецкий» и так имеет преимущества перед «германским немецким», поскольку его мягкая интонация делает даже грубые слова более приемлемыми, в то время как звучащий тверже «германский немецкий» скорее усиливает их обидное содержание.) Все более очевидным в коммуникативном поведении сторон медиации стало то, как некоторые участники стремились содействовать взаимопониманию во время все еще отмеченных противоречиями дискуссий, т.е. самим выступать в роли медиаторов. Здесь имели место ощутимые попытки помочь сделать дискуссии и в конечном итоге весь процесс медиации объективным и честным для всех сторон. В такие моменты идея медиации практически становилась главенствующей и развивала свою собственную динамику, в результате чего ее преднамеренное использование медиатором становилось излишним. Разумеется, участники медиации не всегда становятся участниками процессов перемен наподобие этого, и в любом случае это может произойти только тогда, когда переговоры ведутся долго и интенсивно. Но это не касается оценки собственной готовности и готовности других сторон конфликта к переговорам. В этом смысле все стороны проходят через значительный процесс обучения. Вначале каждая из сторон вступает в процесс с ожиданием того, что другая сторона должна пойти на уступки, прежде чем можно будет достичь соглашения. Такие ожидания характеризовали и начальную ситуацию в Вене. Потом, по ходу медиации, у различных конфликтующих сторон, очевидно, создалось впечатление, что они сами сделали большое количество уступок другой стороне, а другая сторона или лишь немного изменила свою точку зрения, или не сделала этого вообще. Такая ситуация летом 2004 года заставила команду медиаторов на закрытом заседании с примерно 40 участниками дать им возможность анонимно оценить их собственную готовность к компромиссам и готовность к компромиссам другим.
|