![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование дорог в заболоченных районах.
Болотами называют избыточно увлажненные участки земной поверхности, на которых большую часть года застаивается вода. Остатки влаголюбивой болотной растительности, подвергшиеся неполному разложению при затруднительном доступе воздуха и большой влажности, образуют отложения торфа. Проектирование дорог в болотистых районах требует весьма внимательного предварительного изучения и исследования болота. Строительство дорог на болотах обходится в 3—5 раз дороже, чем в обычных условиях. Поэтому всегда целесообразно обходить болота, если это не вызывает значительного удлинения и извилистости дороги. Болота следует стремиться пересекать в наиболее узком и мелком месте. При пересечении сплазннных болот следует избегать проложения трассы в местах, где дно водоема имеет крутые склоны и возможно сползание земляного полотна Точно соблюсти эти рекомендации не всегда удается. Часто в наиболее узком месте болото имеет большую глубину. Поэтому всегда должно быть намечено несколько вариантов трассы, из которых лучший выбирают на основе технико-экономического сравнения. Необходимо внимательно изучить гидрологический режим болот, пересекаемых дорогами, и предусмотреть его стабильность. При этом следует учитывать, что насыпь, прорезающая торф или уплотняющая его своим весом, создает препятствие проходу воды, может вызвать застой воды с верховой стороны и активизировать процессы заболачивания. Наиболее целесообразно пересекать болота перпендикулярно направлению течения воды. Трассу намечают на основе детального изучения карт крупного масштаба - в горизонталях и материалов аэрофотосъемки с последующим осмотром на местности назначенных вариантов. Современные методы дешифрирования аэрофотоснимков дают возможность с достаточной точностью оконтурить болото и, используя эталонные снимки того же масштаба, определить условия поверхностного водоотвода с их площади, а также приближенно оценить вид и мощность торфяных отложений, их физико-механические свойства. Эти сведения дают возможность наметить варианты перехода. Известное представление о типе болота, стадии его развития и возможной глубине можно составить при изысканиях на основе визуального осмотра. Для полного представления об условиях проложения трассы и выбора лучшего ее направления должен быть снят план болота в горизонталях с изолиниями мощности слоев слабых грунтов. Масштаб плана и высоту сечений горизонталей назначают в зависимости от размеров болота и ширины заснятой полосы обычно в масштабе 1: 1000— 1: 2000 с сечением горизонтален 0, 25—0, 5 м. Слабые грунты - сильно водонасыщенные грунты имеющие низкую несущую способность. К слабым следует относить грунты имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза Сусл< 0, 075мПа или модуль осадки при нагрузке Р=0, 25мПа более 50мм/м (е> 50мм/м), модуль деформации менее 5мПа. При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сопрапели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0, 5; грунты мокрых соланчеков, иольдевые глины.
|