Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как улучшить свое поведение в разговоре
Несколько золотых правил 1. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза и вставляйте «мгм»! Вам это знакомо: на совещании Вы делаете важный доклад, а все склонились над своими деловыми бумагами. Вы чувствуете, что Вам буквально как воздуха не хватает внимания. И Вы спрашиваете себя: «А вообще кто-нибудь меня слушает?» Не надо причинять таких же мучений своему собеседнику. «Мгм» - один из важнейших сопроводителей разговора. Вот попробуйте: пока Вам по телефону что-то рассказывают, сохраняйте полное молчание. Уже через три фразы собеседник спросит, слышите ли Вы его. Он почувствует, что остался один у аппарата. Следовательно, надо показывать, что Вы внимательны, и с помощью звуков тоже! Это называют «принимающим, понимающим слушанием». 2. Исключите всяческие помехи! Начать надо с поиска подходящего помещения, а закончить созданием атмосферы, в которой проходит разговор. И ни в коем случае нельзя во время разговора отдавать распоряжения секретарше и изучать бумаги в своих скоросшивателях — это уж само собой разумеется. Говорят, Наполеон мог одновременно делать три разных дела. Внимательно слушать не мог! 3. Дождитесь, когда Ваш собеседник скажет все, что хотел, только потом отвечайте! Не прерывайте собеседника. Этого требует хотя бы простая вежливость. Когда Вы его прерываете, тем самым Вы даете ему понять, что остальное Вас уже не интересует. У Вас уже есть «решение» (см. «Коммуникативные барьеры»). Кстати, невозможно хорошо слушать, если одновременно говоришь сам. Такие разговоры у Вас, конечно же, тоже уже бывали: оба что-то говорят, а на самом деле ни одного не интересует, что говорит другой. Но разве это разговор? Итак, научитесь молчать так, чтобы Ваш собеседник понимал: Вы внимательно его слушаете. И Вы вполне можете держать паузу! Собеседнику надо дать возможность подумать, собраться. 4. Не позволяйте словам-раздражителям отвлекать Вас! — Как только я слышу про «внутрифирменное обучение», мне сразу хочется кричать! Вам приходилось слышать подобные высказывания? И л и: - Г-н Петров тоже говорит, что... – Отстаньте Вы от меня со своим г-ном Петровым! Если Вы реагируете так, значит, Вы не слушали, а только ждали момента, чтобы дать волю своим предубеждениям. А своему собеседнику Вы этим даете понять, что ждете только одною: как бы поскорее закончить разговор, — безусловно, безрезультатно. 5. Проверьте, все ли Вы правильно поняли! Если Вы хотите избежать недопонимания, если Вы хотите выбрать правильный уровень (аспект «я», «ты», «оно»), то рекомендуется прибегнуть к «описательному слушанию, когда Вы не повторяете сказанное, а пытаетесь сформулировать собственными словами то, что услышали. Заметим, что это не имеет ничего общего с интерпретацией или оценкой (см. «Коммуникативные барьеры»!). Удобно вводить эти замечания следующими формулами; Правильно ли я понял, что...? Вы считаете, что... Похоже, что Вы хотите... То, что Вы сказали, я понимаю так... 6. Проявите способность к эмпатии (умению «вчувствоваться» в другого)! Высокое искусство слушать называется активным слушанием. Целью должно быть понимание ощущений, ч v в с т в собеседника. Часто то, что говорится, звучит очень по-деловому, но все равно наполнено эмоциями Итак, попытайтесь описать эмоциональное состояние собеседника. Например: Нам обязательно нужна другая секретарша. Вас, вероятно, раздражает, что г-жа Петрова так медленно работает. Во всяком случае, для Вас будет намного проще, если собеседник не будет скрывать своих чувств. Такие «я-послания» способствуют взаимопониманию: Темп, в котором работает г-жа Петрова, меня нервирует! 7. Умение слушать помогает решать проблемы! Если к Вам пришел Ваш сотрудник (подчинённый) со своей проблемой и у Вас достаточно терпения и способности выслушать его, тогда не Вы решаете проблему, а Ваш собеседник придет к верному решению. Вы не советуете (советуя, невольно подчеркиваешь свое превосходство, и это может задеть собеседника), а своим «воспринимающим» и «активным слушанием» помогаете ему думать. Внимательно слушая, Вы мотивируете собеседника!
|