Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы социальной антропологииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Социальная антропология в системе антропологических наук. Проблема предмета социальной антропологии Методы социальной антропологии 1. Антропология (от греч. Антропос- человек и логос- наука) –область научного знания, всесторонне изучающая человека. Первоначально антропология изучала прежде всего биологическую природу человека, его положение в животном мире, происхождение, древние и современные морфологические типы человека, морфологические, физиологические, половые и возрастные особенности человека. Так сформировалась общая антропология как биологическая наука. Она использовала методы антропометрии, измерения различных частей человеческого тела, а также изучение черепов, скелетов, останков первобытного человека и сравнения их с современным человеком с целью реконструкции истории развития человечества. Появление антропологии связано с появлением в 1596 году книги О. Гасмана «Антропология». Однако бурное развитие антропологии происходит в 18-19 веке. Связано это с процессом колонизации в европейских странах и возросшим интересом к демографическим и расовым процессам. В 19 веке в европейских странах стали возникать антропологические общества. Наиболее крупные центры возникли во Франции, Англии, Германии, России, США. Целью этих обществ стало изучение народов, проживающих на колониальной территории, особенностей их культуры и быта. С этой целью были организованы этнографические экспедиции. Так в составе общей антропологии появилась социальная антропология, которая первоначально исследовала первобытные колониальные народы и их социокультурную организацию. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 году основывается Антропологическое научное общество, в 1863г. основывается общество в Лондоне, в 1864 г. антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее антропологические общества возникают в Германии (1869г. «Общество антропологии, этнологии и доистории»), Италии. На базе антропологических обществ были созданы антропологические и этнографические музеи. В 1872г. открыт музей в Будапеште, 1874г. в Стокгольме, 1877 г. в Париже, 1883г. в Роттердаме, в 1888г. в Варшаве. В США был открыт ряд антропологических музеев: Чикагский музей естественной истории (1893), Музей Карнеги в Питсбурге (Пенсильвания), музей антропологии в Беркли (Калифорния). В конце 19 века во многих европейских и американских университетах были открыты кафедры антропологии. Так в составе общей антропологии появилась социальная антропология, которая первоначально исследовала первобытные колониальные народы и их социокультурную организацию. У истоков социальной антропологии стояли такие ученые 19 века, как Льюис Генри Морган («Древнее общество») и Эдуард Тайлор («Первобытная культура»). Под первобытными народами данные ученые понимали такой тип общества и культуры, который сохранил социальную стабильность за счет традиционного, непотребительского отношения к природе. Первобытным народам противопоставлялись европейские, сформировавшие свой цивилизационный облик за счет интенсивного покорения природы. Современная антропология включает в себя следующие научные направления: Эволюционная антропология - учение о происхождении, возникновении и развитии человека как общественного существа. Морфология человека (конституционная физическая антропология) – учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека. Психологическая антропология- изучает человеческое поведение в психической и психо-соматической перспетиве, используя методы психоанализа и парапсихологии. Этническая антропология (расоведение)- учение о возникновении рас, наций, их классификации, распределения по территории планеты, изменения физического облика людей в процессе адаптации к условиям внешней среды, национально-физиологические и психологические различия народов. Культурная антропология- учение о человеке как творце культуры. Она изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы и их особенности на уровне обычаев, обрядов, языка, нравственности, религии, а также исследует связи между духовным миром человека и этнокультурой. Философская антропология- учение о природе и сущности человека, основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития. Социально-философская антропология- учение об общественной природе человека, его взаимосвязях с обществом как способом и средством существования и деятельности. Исследуется, как человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека. Политическая антропология- наука, изучающая человека как политическое животное, действующее во всех политических организмах. Политическая антропология предметом своего исследования выбрала специфику политического управления в архаических обществах, полностью или частично изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений и переживают процесс модернизации. Педагогическая антропология- изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе под влиянием родителей, СМИ, образования, самовоспитания и самосовершенствования. Предметные области многих направлений современной антропологии тесно связаны между собой. Отсюда возникает двусмысленность в функции этих областей научного знания. В Европе под антропологией понимается физическая антропология, а культурными и социальными аспектами жизнидеятельности и развития человека занимается этнология. В Англии под антропологией понимают социальную антропологию, физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные- археологии и истории. В США под антропологией понимают прежде всего культурную антропологию, включающую в себя отчасти палеонтологию и генетику человека. 2. Сложность в установлении предмета социальной антропологии определяется тем, что ее содержание трактуется по-разному различными российскими учеными. С другой стороны, на одно и то же предметное поле антропологии претендуют различные науки. Так, в 70-80х годах 20 века актуальное значение имело сопоставление предметных областей антропологии и этнологии (науки, изучающей особенности функционирования и развития этнических групп). Ю. Бромлей отмечает: «нередко этнологию и антропологию, особенно социокультурную, просто отождествляют или почти приравнивают друг к другу»[1]. В.М. Межуев, датируя 1871 годом возникновения этнологии подчеркивает: «В США ту же науку называют культурной антропологией, в Англии- социальной антропологией».[2] С точки зрения А.А. Белика этнография основывается на полевых исследованиях, а этнология- на кросскультурных сравнениях. Что же касается социальной антропологии, то ее можно определить как дисциплину, изучающее общее и особенное в функционировании и воспроизводстве различных типов культур. Этнография дает эмпирический материал, а этнология и социальная антропология его теоретически осмысляют, выявляют закономерности и законы. В 90-е годы центр тяжести дискуссий переместился в другую сторону. В связи с конституированием в нашей стране в последние 10-15 лет культурологии как учебной и научной дисциплины, встал вопрос о ее предметном поле и сопоставлении с другими науками, исследующими культуру. При обсуждении соотношения социальной антропологии и культурологии необходимо учитывать неоднородный характер наук о культуре и человеке. Российские ученые, занимающиеся проблемами социальной и культурной антропологии подчеркивают синтетический характер социальной антропологии. Э.А. Орлова отмечает: «Социальная антропология в настоящее время представляет одну из лидирующих и наиболее развитых дисциплин в корпусе социальных наук. Культурная антропология сложилась на интегральной базе этнологических, социологических, лингвистических исследований, как наука об искусственном, не-природном мире человека, содержании совместной жизнидеятельности людей»[3]. Учитывая, синтетический характер социальной антропологии Л.Г. Ионин не только отмечает другие науки, действующие в данном предметном поле (этнологию, этнографию, культурологию, социологию культуры), но и подчеркивает: «Буквально в каждой из этих дисциплин предметы, методы, специфические объекты исследования, полевые и теоретические стратегии существенно разнятся не только от страны к стране и от школы к школе, но даже от исследователя к исследователю… Строго научно разделить и определить их невозможно. Можно сказать, что этнология, этнография, социальная антропология- это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся на сборе и анализе эмпирического материала». Таким образом, если изначально предметом социальной антпропологии было исследование первобытных народов и культур, то современная социальная антропология исследует человека как субъекта общества, изучает особенности социальной организации народов мира, а также структуру духовного мира человека, его связи с внешним миром объективных социальных отношений и культурой. 3. В современной социальной антропологии для научного анализа используется разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов и культурологов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, статистические источники, историческая и общественно-политическая литература. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемой культуры ценными становятся наблюдения над их реакцией на различные ситуации, над логикой аргументов и рассуждений, используемых в беседах, над способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения. Особенно эффективным здесь является метод включенного наблюдения. Однако отсутствие контакта с представителями других культур делает метод анализа письменных источников ведущим в социальной антропологии. В качестве источников могут выступать как фольклорные материалы, так и научные результаты этнографических экспедиций, записки путешественников, доклады географов, сообщения капитанов морских судов, торговцев. Другим важным методом социальной антропологии становится метод сравнения культур, социальной организации разных народов с целью выявления специфических для данного народа и универсальных законов социального развития человечества. На этом методе основано широко используемое в гуманитарном знании направление компаративистики.
|