Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Природа человека






Лекция № 6

1. Проблема природы и сущности человека.

 

1. Исторически социальная антропология появилась из философской антропологии и этнографии. Уже первые социальные антропологи (Л. Морган, Тайлор, Мак-Леннан, Р. Смит, Мэн) выдвинули на первый план проблему анализа первобытной культуры, ее сопоставления с современной с целью выявить универсальные законы и этапы развития культуры.

Вопрос о том, что такое человек, стал подниматься давно. Впервые его пытались осмыслить мудрецы древнего Востока, античные философы. Однако представление о человеке носит исторический характер. Например, для Платона и Аристотеля важно было акцентировать внимание на социальной природе человека, а стоики и христианские патристы – на духовную.

Каждая эпоха дает свое представление о человеке: Средневековье (слуга божий), Возрождение (человек – титан), Французское Просвещение (природная сущность), XIX век – повелитель природы. Однако, несмотря на то, что вопрос о природе и сущности человека возник давно, как самостоятельная наука, пытающаяся обобщить полученные данные, антропология появляется только в XX веке (выделяется из философии). Только в XX веке возникает задача выработки единой систематической теории человека социального, т.е. живущего в обществе и испытывающего на себе процессы происходящие в обществе. В этом аспекте современный человек не может не испытывать на себе процессы глобализации, влияния третьей технологической волны, информатизации общества, НТР, обострения глобальных проблем современности и, в первую очередь, экологической. Актуальность создания системной теории о человеке связано с тем, что:

1) накопилось много знаний, которые нужно было обобщить и систематизировать.

2) Кризис человека, осознание того, что он не является господином (Ницше, Шопенгауэр – настоящий человек еще не родился, деградация). Противоречия деятельности человека в XX веке.

3) Осложнение отношений человека – общества (мировые войны, тоталитаризм, социальные эксперименты).

Постепенно антропология, как фундаментальная наука о человеке, его происхождении, его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, стала дробиться, и внутри нее возникли социальная антропология (человек в системе, его взаимоотношения в обществе и другими людьми), культурная антропология (человек и культура), политическая антропология (человек и государство, политика). В настоящее время проходит стадию институализации такие направления антропологии, как педагогическая антропология, экологическая, социально-историческая.

Во все времена философы, социологи пытались дать определение человека. Человек разумный (homo sapiens – Аристотель), человек играющий (homo ludeis – Берн, Хейзинг), Маркс (homo faber) определял человека как животное, производящее орудие труда, Гегель – в шутку как млекопитающее с мягкой мочкой уха, Ницше как животное, умеющее обещать.

Видимо, человека однозначно все же определить нельзя, это существо слишком многогранно и разносторонне. Специфику человека можно выявить через такие качества, как несводимость, неповторимость, невыразимость.

Несводимость проявляется в том, что человек не детерминирован жестко ни законами своего биологического вида, ни социальными и культурными нормами. Человек не привязан к какому-либо месту, климату. Он, в отличии от других существ, относительно свободен – открытая программа, но жизнь и поведение не обусловлены наследственностью, за исключением некоторых основных рефлексов. Он формируется в этом мире и число условий формирующих его характер и поведение, безгранично, потому что человек, в отличие от животных, постоянно изменяется, преодолевает свое нынешнее состояние. Животное же живет в соответствии со своей генетической программой. Ласточка не может не кормить своих птенцов. Она делает по 200 вылетов в день, и даже, если птенцы погибнут, то она все равно будет носить червяков.

Неповторимость и незаменимость проявляются в том, что человек должен, прежде всего, найти дело, ради которого он пришел в мир. Каждый человек уникален и неповторим.

Если бы Наполеон умер в начале своей военной карьеры, то история Франции была бы другой. Своим неповторимым военным и политическим гением он существенно изменил облик Франции и даже характер французского народа.

Невыразимость. Несмотря на то, что науке, философии, искусству о человеке много известно, все рано он остается непостижимой тайной. По мысли Ф. М. Достоевского самое главное и глубокое остается невыразимым и неуловимым в человеке. «Всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-под черепа и останется при вас навеки, с тем вы и умрете, не передав никому, может быть самого – то главного из вашей идеи».

Таким образом, в единстве этих трех характеристик проявляется специфика человека. Природа человека заключена в триединстве природного, социокультурного, духовного.

Природное начало биологические признаки мыслительной деятельности, речь развиваются под влиянием социума. Под влиянием климата биологические признаки человека могут варьироваться в широком диапазоне. Эти устойчивые, передаваемые по наследству черты, присущие жителям определенного региона принято называть расой. Теория рас учитывает колебание таких биологических признаков, как цвет кожи, разрез глаз, строение носа, структура волос. Однако, несмотря на то, что биологические признаки могут колебаться в определенном диапазоне, можно выделить универсальные черты, присущие каждому человеку как представителю биологического вида homo sapiens.

1) прямохождение. Этот признак появился в процессе эволюционного развития человека 4-5 млн. лет назад. Это время связывают с первым эволюционным прорывом, когда гоминиды (высокоразвитые обезьяны) выделились из животного мира. Прямохождение является общим биологическим признаком для человека и высокоразвитых обезьян. Физиологическое строение человека (мощные кости голени, икроножная мускулатура, сгибающая колени и стопу, высокий свод стопы по сравнению с плоскими стопами у обезьян, изогнутость позвоночника, что делает позвоночный столб рессорой, пружинящей при толчках и прыжках) создают благоприятные условия для прямохождения.

2) цепкие руки, особое строение кисти, отведенный в сторону большой палец. Данная биологическая черта создает предпосылки к трудовой деятельности. Большая подвижность кисти и передней конечности- общая черта для человека и обезьян. Концы пальцев приматов и человека расширены, имеют чувствительные голые участки кожи, тактильные узоры, повышенная осязательная чувствительность. Для человека, в отличии от приматов, свойственна высокая подвижность пальцев рук, большая длина первого пальца.

3) Особое положение глаз на черепной коробке, взгляд, направленный вперед позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Это общее свойство человека и обезьяны.

4) Большой объем мозга (1360 г., у шимпанзе- 345 г., у гориллы- 420 г.) и сложная нервная деятельность, дающая возможность для развития психики и интеллекта. Высшая нервная деятельность позволяет человеку быть свободным от инстинктов, заданных генетически программ и организовать свою социальную жизнь рационально в зависимости от системы интересов, потребностей, осуществлять выбор. Независимость человека от инстинктов обуславливает сложные формы социального поведения. Также к важнейшим признакам высшей нервной деятельности относится наличие сознания, речи, самосознания. Приматы обладают лишь некоторыми признаками, свидетельствующими о наличии сознания и усложнении психики (усиленный ориентировочный рефлекс, стремление к манипулированию предметами, независимо от их пищевой ценности: всякую незнакомую вещь обезьяна ощупывает, осматривает со всех сторон, пробует зубами).

5) Сложное строение голосовых связок, речевого аппарата (гортань, губы, зубы, язык), что создает предпосылки для речевой деятельности. У шимпанзе тоже есть голосовые связки. Но связки человека более короткие, но плотные и мощные, что обеспечивает чистоту произносимых звуков.

6) Длительная зависимость детей от родителей, долгий период обучения и социализации. Причина этой зависимости в том, что биологические признаки человека не формируются генетически в готовом виде, а присутствуют как склонности, требующие превращения в устойчивые признаки в процессе индивидуального развития под влиянием общества. Если человек в первые годы жизни изолирован от человеческого общества (например живет в стае животных), одни биологические признаки могут развиваться самостоятельно (прямохождение), другие же нет (речь).

Таким образом, воздействие социума на биологическую природу человека проявляется в том, что человек окончательно биологически формируется в обществе и без его воздействия не может сформироваться как полноценный биологический индивид.

Духовное начало проявляется в наличии души, которая отличает человека от всего окружающего. Душа – это внутреннее проживание объективного мира. Каждое новое впечатление откладывается в душе, меняя ее строй. Основу души составляет сознание. Выделяют предметное сознание (направленное на мир окружающих нас предметов), самосознание (направленное на самого себя), сознание как моток переживаний.

Русский философ Н. Бердяев считал, что рациональное определение духа невозможно. Нельзя выработать его понятие, но можно уловить лишь его признаки. Бердяев считал, что дух выразим в любви, доброте, сострадании, справедливости, творчестве, то есть в экзистенциональной субъективности. Дух есть божественный элемент в человеке. Следовательно, дух – это выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, сов. и подчиняющая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному.

Душа – понятие, выражающее истинные изменения воззрения на психику и внутренний мир человека. У Платона душа человека бестелесна, в ней есть три неравные составляющие: высшее – разумное начало, среднее, волевое, способное быть помощником разуму, низшее – вожделяющее.

Задачи души – подчинить себе телесность и постараться после смерти заслужить лучшую участь в новом теле. Душа содержит в себе знания об идеальном, которые она не могла бы получить из мира вещей и получает их, находясь вне связи с физическим телом. Находя новую связь с телом, душа припоминает то, что она приобрела раньше.

Христианство. Душа происходит от божественного духа, дана каждому Богом, несет образ божий, дар разума, речи, творчества. Грех поражает душу и тело, делает его смертным, страдающим. Душа постоянно мечется между духовным и плотским.

В новое время душа все больше становится предметом опытного изучения в ее связи с телесностью. Начало этому кладет Декарт, рассматривающий все живые существа, кроме человека, просто как механизмы. А значит духовный мир человека можно и нужно рассматривать с точки зрения физиологических законов и процессов.

Душа каждого человека индивидуальна, но вместе с тем существует, по мысли К. Юнга, универсальный характер души. Это архетипы коллективного подсознания, которые управляют психикой, определяют сознание, поведение и культуру в целом. Это, например, Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и Анимус – (мужское в душе женщины).

Персона - маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы произвести впечатление на других и скрыть свою природу. Человек строит внешнюю искусственную личность, чтобы оправдать поведение, которое от него ожидают. Но часто происходит так, что человек сливается со своей маской, своей социальной ролью и не в силах ее снять.

Тень – все мерзкое, грязное, неприятное, что живет внутри нас, и что мы прячем где-то глубоко в себе. Ф. М. Достоевский «подполье».

К духовной сущности человека следует отнести и его метафизическую природу, то есть сверхъестественное, не объяснимо здравым смыслом, имеющее физические причины. Почему человек любит или делает добро, поступает по совести. Часто мы не можем объяснить причину духовных поступков.

К. Ясперс выделил следующие свойства человека как метафизического существа:

1) неудовлетворенность, недовольство своим знанием, духовным миром, всем, чего удалось достичь;

2) стремление к безусловному (к богу или трансцендентному началу);

3) в сознании бессмертия и в стремлении к нему (каждый человек должен в своей жизни сделать что-то такое, чтобы остаться и пребывать всегда).

Таким образом, метафизическое начало вызвано стремлением к абсолютному, устойчивому, трансцендентному. Это вызвано осознанием хрупкости, неустойчивости человеческого бытия.

Социальная сторона природы человека заключается в том, что человек живет и формируется в обществе, подчиняется его стандартам и правилам.

Восточная легенда рассказывает об одном индийском царе, который не мог согласиться со своей женой, что все мужья зависимы от своих жен и не способны принять самостоятельных решений. Он послал своих визирей по городу и в награду мужчине, который свободен от своей жены пообещал своего лучшего арабского скакуна. Визири обыскали весь город и, наконец, пришли к дому борца, огромного мужчины, который тренировался в своем саду. Визирь обратился к нему и сказал, что у него нет никакого сомнения в том, что он свободен от жены и может принимать самостоятельные решения, объяснил, что его ждет подарок царя, и попросил выбрать белого или черного скакуна. Тогда в глубине сада они увидели маленькую хрупкую женщину, которая готовила борцу завтрак. ЕЕ заинтересовал разговор, и она сказала: «Если ты выберешь черного скакуна, я превращу твою жизнь в ад». Тогда борец сказал, что ему важна гармония в доме, и он выбирает белого скакуна. Визирь ответил ему, что скакуна он не получит, поскольку, как и другие мужчины, несмотря на свою силу, зависим от своих жен.

Таким образом, существуя в обществе, человек не только стандартизируется, но и находится в тесной зависимости от других людей.

Но, несмотря на то, что социум стандартизирует личность (как думать, к чему стремиться, о чем мечтать), человек сохраняет свободу, неповторимость. Здесь оказывает влияние и опыт детей, основы индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей.

Социум оказывает на человека не только положительное, но и негативное воздействие, приводит к раздвоенности человека. Влияние социума приводит к тому, что у человека существует два Я – внешнее – совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления и внутреннее – интимное, скрытое ядро личности (мечты, надежды, ценности, то, что мы прячем в глубине души). Между этими двумя видами личности идет внешняя борьба. Человек поступает по тем образцам, стандартам, которые существует в социуме, а внутренние человек осуждает, корректирует поведение внешнего.

Таким образом, природа человека лежит в сложном диалектическом триединстве природного – духовного – социокультурного. Единство и борьба противоположностей души – тела, души – социума.

 

Лекция №7

Антропогенез. Происхождение человека.

 

Возникновение человека является чудом с точки зрения теории вероятности. Прежде чем возник человек, должна была зародиться жизнь на земле. Для этого должно было совпасть ряд факторов: одно солнце (двух и более кратные системы – больше радиации, света), расстояние от Земли до Солнца, объем планеты - малые не удерживают атмосферы, на больших – она жидкая. Возникновение человека было проявлением эволюции природы, которая пробовала десятки вариантов: питекантропы, неандертальцы, синантропы, родезийские люди.

В последние годы появились антропологические данные, которые отодвигают появление человека с 3, 5 до 4, 5 млн. лет назад. По мнению антропологов, гоминиды развились от человекообразных обезьян, происходя следующие этапы:

- 0 – 9 млн. лет – обезьяна, дриопитеки (14 – 20), рамапитеки (10 – 14), австропитеки (10 – 9);

- 2, 5 -3 homo habieis (человек умелый) – каменные орудия труда, охота;

- 2, 1 homo эректус (человек прямоходящий), питекантроп, неандерталец (150 – 200);

- 400 тыс. лет – кроманьонец;

- 40 тыс. лет назад – современный человек.

С точки зрения Маркса, человек поднялся над животным состоянием благодаря труду, производству орудий труда (преимущество – другие приспосабливаются, человек – изменяет) – развитие сознания, творческих способностей. Однако, что производство орудий труда отличает человека от животных, является неверным. Примитивные каменные орудия труда просуществовали тысячи лет, не претерпев никаких изменений. Животные оказались более искусными строителями, чем человек. Бобровые плотины, ульи свидетельствуют о том, что животные больше прогрессировали в этой деятельности, чем человек. Если бы техническое умение определяло бы интеллект, по мнению американского философа Льюиса Мэглфорда, человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник.

Другой подход к факторам антропогенеза высказал И. Хейзинг, Э. Берн. С их точки зрения – человек символическое существо (развитие сознания, мозга). Особенно быстро развитие человека пошло с возникновением языка.

Изменчивость живого связана с изменениями в окружающей среде. В соответствии с этим в процессе эволюции выживают те, кто приспосабливается к условиям окружающей среды. – Стая.

Поскольку процесс антропогенеза происходил долго, наука не обладает сформировавшейся концепцией антропогенеза. Главным остается вопрос, почему человек выделился из человекообразных обезьян, почему этот процесс не идет сейчас. С точки зрения Дарвина рождение человека – результат эволюции природы, которая развивается путем естественного отбора.

Важной вехой в эволюции человека стало прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повело за собой изменение всего организма. Главное – высвобождение передних конечностей для систематического труда. Другим фактором эвалюции стало появление большого мозга: у современного человека – 1450 куб. см, у человека умелого – 650 – 680 куб. см, у питекантропа – примерно 974 куб см, у неандертальца – примерно 1350 куб. см.

Существенной вехой в антропогенезе было изменение в семейно – брачных отношениях. Стадо обезьян основывается на эндогамии (близкородственные половые связи внутри стада). Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии – установление брачных отношений с членами других общин. Эти и другие табу явились первыми социально-нравственными запретами и ознаменовали переход к нравственным ориентирам поведения.

Решающей стадией антропогенеза стала неолитическая революция, то есть переход от присваивающей экономики к производящей – разделение труда (выделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, торговли). В результате переход к оседлому образу жизни, социальная дифференциация общества (развитие орудий труда).

Дарвин не отвечает на вопрос, почему человек выделился из животных. Концепция Дарвина была достаточно популярной в XVIII веке, под ее влиянием появляется социальная теория Спенсера, на нее опирается Маркс. Однако в настоящее время эта теория многими оспаривается, поскольку концепция универсального биологического эволюционизма оказалась неспособна объяснить неравномерность в развитии человечества (европейские варвары-кочевники и древнеегипетская цивилизация).

Многие загадки древней истории, таинственные памятники того времени, которые не могли создать наши обезьяноподобные предки, ставят под сомнение теорию Дарвина и дают основания для теории палеовизита, согласно которой современное человечество – потомок пришельцев из космоса. В XX веке многочисленные наблюдения НЛО, инопланетян во многом стимулируют развитие этой теории.

Свой подход к проблеме антропогенеза предлагает и религия. С ее точки зрения человек – продукт промысла, сотворенный в особый день и отличающийся от других животных разумом и речью. Согласно религии человек – образ и подобие Бога на земле, что стимулировало идею Богочеловечества (Возрождение, русская философия). Но, согласно русскому философу Соловьеву, Бог дает человеку свободу выбора. В результате человек выбирает свободу и отходит от своей изначальной сущности. А, поэтому, вектор развития и человека и общества направлен на воссоединение с Богом.

Теория о едином происхождении человечества академика Алексеева связывает возникновение человека с комплексом случайных обстоятельств. Эта теория учитывает тот факт, что, с точки зрения археологических раскопок, кроманьонцы возникают в небольшом районе Центральной Африки. И впоследствии, когда количество представителей вида увеличивается, происходит их расселение по территории планеты, и в результате влияния природных и климатических условий появляются расы.

Достаточно интересную теорию о происхождении человека выдвигает доктор медицинских наук, руководитель глазного центра в Уфе, Эрнст Мулдашев. Свою концепцию он разрабатывает не на основе археологических и антропологических исследованиях, а на основе изучения глаз, восстановление на их основе облика человека. На основе сопоставления глаз представителей разных рас он выявляет среднестатистическое и убежден, что прародиной современного человечества является Тибет. Кроме того, он разрабатывает принципиально новую концепцию эволюции, основанную на смене цивилизаций.

Существуют концепции, которые отрицают антропогенез, считая, что человек в своей массе еще не возникал. Данную точку зрения высказал Ф. Ницше. Человек массы – это супершимпанзе, так как, по сравнению, с обезьяной, более умен, хитер, ловок. С его точки зрения теория Дарвина не подтверждается серьезными фатами. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Наоборот, все яркое, талантливое вызывает зависть и погибает (пример войны – П. Сорокин). По Ницше, большинство людей – это слишком заземленные люди, погруженные в мелочные дела и заботы, не поднимаются над животными. Настоящими людьми являются только философы (обдумывают свою жизнь, предвидят последствия поступков, не оглядываются на стандарты и стереотипы), художники (люди, которые все делают красиво, мастерски) и святые (человек, который избавился от страстей, жадности, эгоизма, полон любви к людям).

Таким образом, единой точки зрения на происхождение человека нет в современной науке. Кроме того, антропогенез продолжается, так как, с одной стороны, развивается человек, расширяются его возможности (противоречие духа и материи), с другой стороны, ни у человека, ни у общества нет иммунитета против животного зверства, насилия, злобы, нет никаких гарантий, что в результате непредсказуемых катаклизмов, для массы людей не произойдет регресс к дикому состоянию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал