Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высказывания, которыми одни и те же студенты характеризуют отечественную и зарубежную науку






Отечественная наука Зарубежная наука
Через тернии – к звездам Животное, когда-то было сильным и красивым Деревянная ладья Статика Регресс Есть идеи и мозги, мало оборудования Много умов, но нет денег Энтузиазм Топор и лопата Умная, голодная старость Реактивная ракета без топлива Золушка Умирающий лебедь Спящая красавица Стабильность и прогресс Большое дерево, растущее в плодородной почве Корабль Динамика Прогресс Есть оборудование, мало идей и мозгов Нет своих мозгов Обеспеченность Компьютеры Престиж, достаток Реактивная ракета Волшебник Приготовившийся к прыжку парашютист Локомотив без тормозов

Мы изложили результаты анализа оценочных характеристик, данных респондентами относительно объектов " современная российская наука" и " современная мировая наука". Однако значительная часть респондентов ответила на соответствующий вопрос не в категориях " плохо" – " хорошо", а ассоциируя эти понятия с конкретными направлениями исследований, отраслями науки. По " российской науке" таких высказываний было 67, по " мировой" – 61.

Интерес представляет то, какие именно отрасли назывались в том или ином случае. По российской науке частота упоминаний отдельных научных направлений следующая: космос – 13, военные НИОКР – 10, физика – 5, авиация – 4, медицина – 4, биология – 3, химия – 2, математика – 2, гуманитарные науки – 2, технические науки, естественные науки -1, психология – 1. Таким образом, космос, авиацию, оборонные исследования и разработки назвало 56% респондентов, указавших конкретные области исследований.

Картина по объекту " мировая наука" другая. Упомянутые отрасли следующие: новые технологии – 19, компьютеры, искусственный интеллект, сети – 19, медицина – 12, биология, биотехнологии, генная инженерия, клонирование – 12, военные исследования – 6, космос – 6, прикладные отрасли – 5, экология – 5, электроника – 5, технические разработки – 2, глобальные проблемы – 2, экономика, обществознание – 2, материалы – 1, фундаментальные исследования – 1, естественные науки – 1, физика – 1, гуманитарные исследования -1.

Результат несколько парадоксальный. Студенты 100 раз назвали конкретные научные направления, с которыми ассоциируется у них мировая наука и только 48 раз – отечественная. Создается впечатление; что о зарубежных научных достижениях респонденты информированы лучше. Не случайно, видимо, один из них написал о российской науке: " Такое впечатление, что ее нет, никаких сообщений в СМИ".

Те области исследований, о которых упомянули 56% респондентов (космос, авиация, военные НИОКР), характерными для зарубежной науки считают только 12%. Зато первые места в списке занимают отрасли, определяющие сегодня уровень развития страны: новые технологии (по России – 1 упоминание), компьютеры и сети (по России – не упомянуты), медицина, биотехнологии, особенно клонирование (по России – не упомянуты). Между тем объективно российские ученые занимают неплохие позиции в некоторых новейших отраслях фундаментальной и прикладной науки, но об этом даже образованным людям неизвестно, поскольку, как уже говорилось, пресса об этом молчит. В памяти сидит то, с чем ассоциировалась в свое время советская наука.

Представление студентов о зарубежной науке по сути своей мифологично. Так, например, респонденты уверены в " богатстве" всей зарубежной науки, хотя " зарубеж" – отнюдь не только развитые страны. Еще более мифологично мнение некоторых респондентов об отсутствии у зарубежной науки " собственных мозгов" и т.д. Эти высказывания, безусловно, продиктованы в большей степени собственными представлениями, чем знакомством с реальной ситуацией.

В связи с этим представляет интерес рассмотрение ответов респондентов на вопросы, связанные с сопоставлением ситуации в науке в нашей стране и за рубежом. Студентам был задан вопрос о том, какова, на их взгляд, тенденция в изменении роли науки в нашей стране и в мире. 209 полученных ответов распределились следующим образом: растет в мире и в нашей стране – 39, 7%; растет в мире и падает в нашей стране – 45; падает в нашей стране и в мире – 3, 8; падает в мире, но растет в нашей стране – 0; затрудняюсь ответить – 11, 5%.

Таким образом, мода в данном ряду приходится на высказывание, противопоставляющее ситуацию в нашей стране тенденции, свойственной всему остальному миру. Вместе с тем доля высказываний, считающих тенденции для мира и для России общими, также достаточно высока.

В этом же направлении работала мысль респондентов и при ответе на вопрос, касающийся оценки возможностей сделать научную карьеру в России и за рубежом.

Респондентам предлагалось по шкале от 1 (наименее возможно) до 9 (максимально возможно) оценить возможности российских и зарубежных ученых по различным параметрам, характеризующим научную карьеру.

Параметры были указаны следующие:

Возможность оперативно получать необходимую информацию об исследованиях и их результатах.

Возможность получить необходимое материально-техническое оснащение.

Возможность реализовать свой талант, творческие планы.

Возможность закрепить за собой направление исследовательских работ, получить свою тему.

Возможность добиться материальной независимости, достойной зарплаты.

Возможность сделать быструю карьеру, возглавить лабораторию, кафедру, НИИ.

Возможность получить ученую степень, звание.

Возможность общаться с зарубежными коллегами, участвовать в конференциях, симпозиумах.

Возможность свободно публиковать результаты своих работ.

Возможность получить общественное признание за свою научную деятельность.

Таким образом, совершенно однозначно по 7 позициям из 10 респонденты считают, что возможности для научной деятельности невелики. В то же время студенты полагают, что в России существуют значительные возможности для закрепления за собой научной темы, получения административного поста в научном учреждении, получения ученой степени и звания. Высоко оценивается также возможность получать научно-техническую информацию, общаться с зарубежными коллегами. Крайне низки оценки возможностей материального и финансового обеспечения исследований и самого ученого.

Всегда ли был столь негативен имидж отечественной науки? Рассмотрим отношение респондентов к науке советского периода. В приводимой ниже табл. 4 указана доля (в % к 209) респондентов, согласных с тем или иным высказыванием.

Таблица 4

Отношение респондентов к науке советского периода:

Высказывания %
В СССР была высокоразвитая передовая наука Развитие некоторых отраслей науки в СССР значительно отставало от западной науки Развитие многих отраслей науки в СССР значительно отставало от развития тех же отраслей на Западе Советская наука в целом значительно отставала от западной Отставание науки во многом обусловило отставание нашей страны в других сферах Высокоразвитая наука позволила СССР занимать лидирующее положение в других сферах Затрудняюсь ответить 34, 4 41, 1   5, 7   1, 9   13, 4 28, 2   3, 3

Таким образом, позиции 3, 4, 5, которые применительно к современному этапу наверняка были бы преобладающими, занимают 20, 7%. Явно положительную оценку советской науке дали 62, 6% (позиции 1 и 6).

Большая часть респондентов так оценивает роль государства в становлении и развитии советской науки (см. табл. 5).

Таблица 5

Как оценивает студенческая молодежь роль государства в становлении и развитии советской науки:

Отрицательно Нейтрально Положительно 29, 2% 9, 6% 40, 8%

Респондентам был задан вопрос: в какие годы советская наука достигала, по их мнению, наибольшего спада и наибольшего развития и почему? Ответы распределились следующим образом (в %).

Таблица 6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал