Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и написание дипломной работы






ВСЗАГС формой выпускной квалификационной работы для квалификации «дипломированный специалист» установлена, со­гласно Приказу Минобразования № 1155 от 25 марта 2003 г., ди­пломная работа (проект).

Дипломная работа представляет собой самостоятельную за­конченную научную работу, сочетающую теоретическое освеще­ние вопросов темы с анализом нормативно-правовых документов и практики. Объем дипломной работы - 60-70 страниц формата А4, включая приложения.

Выбор темы имеет исключительно важное значение. Практи­ка показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполо­вину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы не­обходимо учитывать длительность занятий избранной областью знаний, предыдущий «задел» в научном исследовании, наличие своих творческих идей, опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями, знание иностранных языков и т. п.

Выбрать тему помогут следующие приемы:

- просмотр каталогов защищенных дипломных работ в биб­лиотеке СЗАГС;

- ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, т. к. на стыке наук возможно найти но­вые и порой неожиданные решения;

- пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых исследований и фактов, выявленных в т. ч. дипломником. Выбор темы по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком научном уровне широко приме­няется в практике подготовки и защиты дипломных работ;

- ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в спе­циальной периодике;

- беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в теоретическом плане.

Выбрав тему, необходимо уяснить, в чем заключается сущ­ность предлагаемой идеи, актуальность этой темы, ее теоретичес­кая новизна и практическая значимость. Это значительно облег­чает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. По­сле этого необходимо составить рабочий план.

Рабочий план начинается с разработки темы, т. е. замысла предполагаемого дипломного исследования. Возможно, что в ос­нову такого замысла будет положена лишь гипотеза, что позво­лит систематизировать и упорядочить всю последующую работу. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета ис­следования в основных чертах и в дальнейшем уточняется.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из рубрик, связанных внутренней логи­кой исследования данной темы. Такой план используется на пер­вых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуе­мую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках (или листах бумаги). Это позволит путем механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему распо­ложения рубрик.

Систематически включая в план все новые и новые данные, его можно довести до окончательной структурно-фактологичес­кой схемы дипломной работы.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к со­ставлению картотеки (или списка) литературных источников по теме, т. к. основные вопросы проблемы почти всегда изложены в более ранних исследованиях, опубликованных в печати. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре загла­вий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить план.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отече­ственных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (материалы архивов, отчеты о научно-исследовательских рабо­тах, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубеж­ных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

Рассмотрение изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, целью выпуска которых является информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информацион­ные издания, в отличие от обычных библиографических, содер­жат сведения о произведениях печати, идеях и фактах заключен­ных в них. Помимо оперативности публикации, их отличают но­визна сообщаемой информации, полнота охвата источников и на­личие справочного материала.

Основная масса таких изданий подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную сово­купность библиографических описаний, которые извещают спе­циалистов о том, что издано по интересующему вопросу. Библио­графическое описание выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для его отыскания (ад­ресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с мо­мента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания включают в себя сокращенное из­ложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К рефера­тивным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзоры по одной проблеме, направлению и сборники обзоров (для всероссийских органов информации). Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в пер­вичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практичес­кой деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за опре­деленное время.

Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследований на современном уровне развития науки, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в опреде­ленной области.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных ее во­просах, а затем уже вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому ее следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если име­ется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем по­иск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглав­лению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения ма­териала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чис­товая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

Можно рекомендовать еще один способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. В левой час­ти делать выписки из прочитанного, а в правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к за­имствованию материала. Параллельно следует обдумать найден­ную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для по­лучения нового знания.

При работе с литературой используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме дипломной работы и является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного яв­ляется возможность его практического использования в диплом­ной работе.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было лег­ко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в це­лом, а, разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на час­ти, каждую из которых продумать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполез­ной, очень редко они используются полностью, поэтому необхо­дим их тщательный отбор и оценка. Написание дипломного иссле­дования включает значительную часть черновой работы, связан­ной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отбор научных фактов - не простое дело, не механиче­ский, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, отку­да взяты материалы. При отборе фактов нужно подходить к ним критически. То, что считалось абсолютно верным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

В арсенале авторов дипломных работ имеется несколько ме­тодических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие из них:

- строго последовательный;

- целостный (с последующей обработкой каждой главы);

- выборочный (главы пишутся отдельно в любой последова­тельности).

Строго последовательное изложение материала дипломной работы требует сравнительно много времени, т. к. пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к сле­дующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда пе­репробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи почти вдвое меньше времени, т. к. сначала пишется все произве­дение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется дипломниками. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черно­вой рукописи в промежуточную или чистовую.

Перед тем как переходить к окончательной обработке черно­вой рукописи, полезно обсудить основные ее положения со своим научным руководителем.

Наиболее характерной особенностью языка письменной на­учной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассу­ждений, целью которых является доказательство истин, выявлен­ных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения ло­гических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последователь­ность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (од­нако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, пе­рейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рас­смотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заклю­чение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Фразеология дипломной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между час­тями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как привести результаты, как показали результаты анализа, на осно­вании анализа полученных данных, резюмируя сказанное, отсюда следует, что и т. п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являющиеся, по сути дела, терминами (такие, например, как государственное право и т. п.)- Особенностью языка диплом­ной работы является отсутствие экспрессии.

Доклад по диплому характеризуется строгой логической по­следовательностью, в связи с этим отдельные предложения и час­ти сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каж­дый последующий вытекает из предыдущего или является сле­дующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста дипломной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксиче­скими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные оты­менные предлоги в течение, в соответствии е., в результате, в отличие от..., наряду с..., в связи с... и т. п.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная ее стилевая черта, которая вытекает из специфики научного познания, стре­мящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте дипломных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (ви­димо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения мате­риала является также указание на то, каков источник сообще­ния, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по наше­му мнению и др.).

Стиль дипломной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, т. к. внимание со­средоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «Я» как бы отступает на второй план.

Качествами, определяющими культуру научной речи, явля­ются точность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте дипломной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существен­но исказить смысл написанного, дать возможность двоякого тол­кования той или иной фразы, придать всему тексту нежелатель­ную тональность.

Практика показывает, что особенно много неясностей возни­кает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Во многих случаях нарушение ясности изложения вызыва­ется стремлением автора придать своему труду видимость на­учности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложнен­ные названия.

Причиной неясности высказывания может стать неправиль­ный порядок слов во фразе.

Краткость - третье необходимое и обязательное качество ди­пломной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализа­ция этого качества означает умение избежать ненужных повто­ров, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулиро­вать следующим образом: как можно не только точнее, но и ко­роче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не не­сущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью ис­ключены из текста дипломной работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал