Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дипломной работы. Традиционно сложилась определенная композиционная струк­тура дипломного исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются






Традиционно сложилась определенная композиционная струк­тура дипломного исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- главы основной части;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения;

- вспомогательные указатели.

Титульный лист является первой страницей дипломной рабо­ты и заполняется по строго определенным правилам.

Образец оформления титульного листа приведен в прило­жении 1.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки дипломной работы (кроме подзаголов­ков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с ко­торых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно по­вторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней руб­рикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки ка­ждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях кроме первой номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач, указывается избранный метод (или методы) иссле­дования, сообщается, в чем заключается теоретическая значи­мость и прикладная ценность полученных результатов. Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характе­ристики. Рассмотрим основные части введения более подробно.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Дипломная работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и со­циальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна ак­туальность темы.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т. е. с положени­ем, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже дос­тигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т. е. для науки вопрос проблемой не является.

Чтобы сообщить читателю дипломной работы о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство дипломника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, вы­делять существенное, оценивать ранее сделанное другими иссле­дователями, определять главное в современном состоянии изу­ченности темы. Материалы такого обзора следует систематизи­ровать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку дипломная работа обычно посвящается сравни­тельно узкой теме, то обзор работ предшественников следует де­лать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно диплом­нику из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме дипломной работы, должны быть названы и критически оценены.

Раскрывая цель дипломного исследования, указывают на кон­кретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т. п.).

Формулировать эти задачи необходимо как можно более тща­тельно, поскольку описание их решения должно составить со­держание глав работы. Это важно также потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимае­мого исследования.

Обязательным элементом введения дипломной работы явля­ется указание на методы исследования, которые служат инстру­ментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного про­цесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкрет­ном материале выполнена сама работа. Здесь также дается харак­теристика основных источников получения информации (офици­альных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследова­ния. В конце вводной части желательно раскрыть структуру ди­пломной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение дипломника сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направ­ляемым в печать.

Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется - «заключение». Как и всякое заклю­чение, эта часть исследования выполняет роль концовки, обу­словленной логикой его проведения и имеющей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот син­тез - последовательное, логически стройное изложение получен­ных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными за­дачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, кото­рое является новым по отношению к исходному знанию и выно­сится на обсуждение и оценку ГЭК в процессе публичной защиты дипломной работы.

Выводное знание не должно подменяться механическим сум­мированием выводов в конце глав, представляющих краткое ре­зюме, а должно содержать то новое, существенное, что составля­ет итоговые результаты исследования, которые часто оформля­ются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения ди­пломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значи­мость и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщен­ной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно ука­зать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побоч­ные научные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением дипломного иссле­дования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня дипломной ра­боты, а также показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

Заключение может включать в себя и практические предло­жения, что повышает ценность теоретических материалов. Но та­кие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично дипломником.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных час­тей дипломной работы и показывает самостоятельную творче­скую работу дипломника.

Каждый включенный в список источник должен иметь отра­жение в тексте дипломной работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы дру­гих авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует вклю­чать в библиографический список те работы, на которые нет ссы­лок в тексте дипломной работы и которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, поме­щают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, напри­мер, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчет­ных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать список использованной лите­ратуры, вспомогательные указатели всех видов, справочные ком­ментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться ее ос­новным текстом.

Приложения оформляются как продолжение дипломного ис­следования на последних его страницах.

Рубрикация текста дипломной работы представляет собой де­ление его на составные части, графическое отделение одной час­ти от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п.

Рубрикация отражает логику научной работы и потому предпола­гает четкое подразделение рукописи на отдельные, логически со­подчиненные части.

Простейшей рубрикой является отступ вправо в начале пер­вой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассмат­ривают как композиционный прием, используемый для объеди­нения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает воспри­ятие текста. Именно поднятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой аб­зац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказыва­ния» - предложением. Поэтому правильная разбивка текста ди­пломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим изложением.

В повествовательных текстах (т. е. текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только уз­ловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрыва­ется путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в це­лом, и лишь затем - характеристику отдельных его частей. Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точ­но отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информа­ции, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в за­головок слова, отражающие общие понятия или не вносящие яс­ность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовок не должен содержать лишних слов, однако и чрез­мерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова, т. к. по ним сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор дипломной рабо­ты хочет предельно точно передать в заголовке содержание гла­вы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что суще­ственно затрудняет его смысловое восприятие.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией - цифро­вым (а также буквенным) обозначением последовательности рас­положения его составных частей.

В соответствии с цифровой системой нумерации, номера са­мых крупных частей дипломного исследования (первая степень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вто­рая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т. д. Использование такой системы нумерации по­зволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «пара­граф» или их сокращенные написания (приложение 3).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал