![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Группа 111. Акты с преобладанием фонового участия верхнего подуровня пространственного поля CI.
Из производственных действий в эту группу входят: движения водителя, машиниста, кузнеца, прачки и т.п. Из бытовых операций называются следующие: глажение утюгом, причесывание, бритье, зашнуровывание обуви, перелистывание страниц, раскатывание теста, закуривание и т.п. Из гимнастических и игровых движений: влезание по лестнице или на дерево, балансирование предметами при неустойчивом равновесии и т.д. Все двигательные акты этой группы, содержат, по мнению автора, в какой-то степени вторичные фоны из уровня синергии. Группа IV. Акты с преобладающим фоновым участием уровня синергии. Из производственных действий в данную группу включаются: работа косца, землекопа, пряхи; работа, связанная с кручением рукоятей (лебедка, колодезь и т.п.); а также многие конвейерные операции. Из бытовых действий: вязание на спицах, завязывание узлов, наматывание ниток, намыливание и мытье тела, заплетание косы, надевание одежды. Из спортивно-игровых движений: французская борьба, дзюдо; в некоторой мере — прыжок с шестом. Группа V. Акты с необходимым фоновым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергии. Среди действий этой группы значатся, прежде всего, " письмо и речедвигателъный процесс" Сюда также относятся: действия матроса на парусном судне, операции рабочего прокатного стана, закройщика, наборщика типографии, высокоспециализированные навыки рабочих других специальностей. Из бытовых процессов: шитье, вышивание, чистка овощей и фруктов и т.д. Из спортивно-игровых движений: фехтование, стрельба из лука, метание спортивных и охотничьих снарядов; многое из действий спортсменов горного и горнолыжного спорта, джигитовка и т.п. Группа VI. Акт с преобладанием фонового участия рубро-спинального уровня А, фоны которого обязательно присутствуют во всех действиях, ведущихся на уровне D. Здесь же, судя по названию, выделяется особая группа, в которую включаются следующие моторные акты: катание пилюль, некоторые массажные движения; vibrato левой руки скрипача; обмахивание веером; ряд производственных хваток и фиксаций. Обратимся, наконец, к уровням построения движений, которые лежат выше уровня действий и которые отнесены Н.А. Бернштейном к группе Е. Существование целого ряда " высших интеллектуальных двигательных актов", не нашедших места в координационном уровне действий, свидетельствует, по заключению Н.А. Бернштейна, о наличии " в инвентаре человеческих координации одного или нескольких уровней, иерархически более высоких, нежели уровень D" (C.185). К таким актам относятся символические или условные смысловые действия. В первую очередь сюда включаются " не технически-исполнительные, а ведущие в смысловом отношении координации речи и письма (имеющие место уже в уровне D: см. выше: Группа V. - В.Д.); двигательные цепи, обьединяемые не предметом, а мнестической схемой, отвлеченным заданием или замыслом и т.д., например, художественное исполнение, музыкальное или хореографическое; движения, изображающие предметное действие при отсутствии реального объекта этого действия" (там же), а также ряд других предметных действий. Для доказательства наличия " высших координационных уровней" автор обращается к анализу двигательного состава особенно сложных и " интеллектуализированных актов поведения" из числа указанных выше. Данный анализ позволил ему установить в исследуемых двигательных актах " наличие большого числа иерархически наслоенных этажей, или, что сводится к тому же самому, наличию иерархически наслоенных одна на другую координационных перешифровок в большем количестве, нежели число насчитываемых... уровней до предметного включительно" (С. 185-186). Убедителен в этой связи авторский пример анализа акта письма, который является весьма показательным для рассматриваемого явления и представляет, на наш взгляд, несомненный интерес. В акте письма наличествуют: " уровень синергии, задающий основную колебательную силу скорописи; уровень пространственного поля С, обеспечивающий адаптацию движения пера к поверхности бумаги и соблюдение геометрических особенностей почерка при допущении пластической вариативности величины букв, положение листа, позы пишущего и т.д.; наконец, уровень действий D, определяющий топологические особенности почерка, верховно управляющий высшим автоматизмом скорописи и осуществляющий правильные алфавитные начертания букв..." (С. 186). Над всеми названными уровнями или перешифровками, по убеждению автора, остаются еще по меньшей мере две перешифровки, не нашедшие места в уже рассмотренных выше уровнях. " Во-первых, идя снизу вверх, это будет перешифровка фонетическая и грамматическая..., т.е. перевод фонетического образа речевого звука на язык азбучного (графического — В.Д.) начертания, и перевод фонетического образа слова на язык грамматически верного буквенного подбора...: " счетчик", когда звучит " щоччик",... и т.п. Во-вторых, это будет перешифровка смысловая, т.е. превращение зерна мысли или фразы на знакомом, но не родном языке, или высказывания, помнящегося лишь по его общему смыслу, и т.д., в звуковой и, далее, графический образ слов", которые замышлены для написания (там же). Еще более отчетливо данное явление наблюдается при написании чисел, где " над фонетической перешифровкой (" три" - " 3", " двести" - " 200") стоит еще смысловая или арифмо-грамматическая перешифровка (" триста семь" - 307, а не 300 - 7; " ein-undzwanzig" - 21, а не 1 — 20;... и т.д.)", под каждой из которых усматривается " свой особый уровень построения". Кроме того, доказательством наличия уровней, лежащих выше уровня действий, являются, по мнению автора, патологические признаки, особенно при персеверациях, которые, проявляясь в ряде случае по разному, как раз указывают " на раздельные уровни, лежащие выше уровня D". Так, приводится пример, когда больной с поражением в предметном уровне способный писать по заданию, но склонный к персеверациям, воспроизводил цифру 8 в виде " клубка восьмерок по одному месту", то это определялось как " персеверация в высших автоматизмах уровня действий", то есть больной персеверирует в уровнях В или Cl, если же этот больной воспроизводил ту же цифру в виде " бесконечной серии восьмерок: 8 8 8 8...", то это трактовалось уже как " персеверация в смысловой схеме самого уровня D" (выделено нами - В.Д.). В данном случае разные уровни дают на одно и то же задание совершенно различные персеверации. Аналогичным образом сравнивается другая пара персевераций. Так, предыдущий больной на задание написать цифру 120 пишет 122222..., т.е., на втором звене правильно начатого действия возникает персеверация второго из указанных выше типов, однако другой больной на такое же задание дает другую персеверацию: 120 120 120.... Анализ описанных клинических фактов приводит к заключению, что переход от одной персеверации к другой в первой сравниваемой паре аналогичен переходу от 122222... к 120 120 120... в другом случае, " и если там nor переход был связан с повышением персеверации на один уровневый этаж, то... есть все основания ожидать и здесь (во второй сравниваемой паре - В.Д.) подобного же соотношения" (С. 187), из чего делался вывод о наличии во втором случае более сложного и высокого типа персеверации, говорящего за то, что " здесь затронута перешифровка, стоящая выше уровня D". Такой же вывод делается и в отношении больного, который вышеуказанное задание выполняет так " 10020", чем " уже без персеверационных явлений обнаруживает разрушение в той области, где должна в норме совершаться арифмо-грамматическая перешифровка, и этим подтверждает действительное существование такой области" (с.187-188), под которой, надо понимать, имеются в виду уровни, лежащие выше уровня действий D. В подтверждение этого вывода приводятся и другие доказательные примеры Таким образом, множественные факты: " и существование двигательных актов, не укладывающихся в рамки уровня D, и многоярусные перешифровки, замечаемые в норме, и многоэтажные выпадения или персеверации, наблюдающиеся в патологии", - дали автору основание говорить " в пользу существования по меньшей мере еще одного уровня, доминирующего над уровнем действий D, а вероятнее, - как предполагает исследователь, - еще нескольких подобных уровней" (С. 188). Объединение этих уровней в одну группу Е объясняется недостаточностью экспериментального материала этой направленности, в связи с чем дается характеристика этой группы в самых общих чертах, отмечается невозможность " конкретизировать ни ее ведущих афферентаций, ни кортикальной локализации (кроме только явно существенных для ее эффекторики лобных долей полушарий, в частности, полей 9 и 10 Brodmann)" (C.189). Несмотря на указанные выше трудности Н.А. Бернштейн все-таки обосновывает положение о том, что в группе Е имеют место действительно координационные уровни, а не только чисто психологические надстройки, т. е. что двигательные акты, относящиеся к этой группе, представляют собой " настоящие целостные координации с особыми качествами". В пользу этого положения приводится ряд аргументов. Первый аргумент вытекает из проведенного анализа структуры двигательных актов уровня действий и функций премоторной системы, благодаря которому доказана " возможность координационного управления двигательными процессами " сверху вниз" " и установлено, что " высшие автоматизмы этого уровня не являются ни в какой мере суммами движений уровней В и С, а представляют собой совершенно особые координационные комбинации, управляемые по специфическим директивам предметного уровня, через его собственный эффекторный выход — премоторные поля" (там же). "... эти " высшие автоматизмы" текут в силу своей автоматизированное™ ниже порога сознания, всегда пребывающего в ведущем в данный момент уровне" (там же). Из этого анализа заключается, что если возникают целостные предметные действия или цепь таких действий, текущих автоматизирование и бессознательно и приводящих при этом " к смысловому результату, возвышающемуся над возможностями самого предметного уровня", то это как раз и будет выступать как " проявление аналогичного координационного процесса, локализованного на одну уровневую ступень выше процессов уровня действий" (С. 189-190).
|