![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В завершение приводится еще ряд доводов в пользу самостоятельного существования системы Е как особой координационной группы.
-Во-первых, " существование автоматизмов, управляемых и мотивационно, и коррекционно из уровней, расположенных выше предметного..., явно свидетельствует о том, что эти верховные уровни не только создают особые психологические надстройки для мотивации движений, но и имеют на эти последние несомненное прямо коррекционное влияние" (С. 193). -Во-вторых, " с этими верховными уровнями связаны перешифровки и патологические персеверации, не умещающиеся в более низких уровнях построения", что убедительно говорит в пользу самостоятельности этих уровней, имеющих свои особые координационные механизмы. -В-третьих, данная группа Е имеет и " свои качественно особые выпадения", которые по близкой аналогии с уровнем действий D разбиваются на два класса. К первому из них относится группа клинических нарушений, которые в свое время Monakow объединил под названием асемических расстройств, включив в них сензорные афазию, алексию, асимболию, амузию и т.д., т.е. соответственно утрату смысловой речи, чтения, запаса слов, способности к музыкальному восприятию и т.д. Все указанные виды выпадений объединяет общий признак: потеря в той или иной области " смысловых (уже не предметных) мотивов", что приближает их по характеру к выпадениям в афферентном поле по типу сензорных апраксий, о которых речь шла выше при рассмотрении уровня действий, а также в первой главе (см. раздел 1.4.2.). Ко второму классу выпадений относятся расстройства, которые дают " лобный синдром" " с определяющей его разрозненностью поведения, утерей связи между сделанным и тем, что предстоит сделать, распадом соответствия между ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эффекторным обликом выпадения" (там же). Подробно " лобный синдром" рассмотрен нами в третьей главе (см. раздел 3.3.). Оба класса выпадений вызываются поражением головного мозга в иных по локализации отделах по сравнению с поражениями, дающими апраксические расстройства, и представляют собой двигательные нарушения отличные от апраксий. Относительно классификации двигательных актов " верховной уровневой группы Е" автор не предпринимает какой-либо попытки, замечая по этому поводу, что " слишком велик риск впасть в ошибку, относя к числу актов, координируемых этой уровневой группой, и движения, только мотивируемые ею, но почти, наверное, строящиеся координационно полностью на нижележащих уровнях с D включительно" (С.194). По мнению Н.А. Бернштейна, с полной уверенностью к координациям верховной группы можно лишь отнести: " 1) все разновидности речи и письменности (устная речь, пальцевая речь глухонемых, морзирование, сигнализация флажками и т.п.; письмо от руки, машинопись, -стенография, работа на буквопечатающем телеграфе и наборных машинах и т.п.) и 2) музыкальное, театральное и хореографическое исполнение" (там же). Для упорядочения и систематизации представлений об уровнях построения движений, изложенных в данной главе на основе уровневой теорией Н.А. Бернштейна, нами предпринята попытка свести основные характеристики всех уровней в единую таблицу с рубрикациями в соответствии с разделами авторского плана рассмотрения каждого из уровней, обозначенными в начале этой главы.
|